ЖАНРОВО-ДИСКУРСИВНАЯ СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОМАТИЧЕСКОГО КОДА В РУССКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ЛЕКСЕМУ ГОЛОВА)
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-1-28-34
Введение. Рассмотрены семантико-когнитивные и функционально-прагматические особенности соматизмов в текстах русских фольклорных лирических песен. Объект научного описания ‒ семантика соматизмов как маркеров национальной идентичности, получающая концептуальное осмысление в связи с ее исследованием в аспекте жанрово-дискурсивного своеобразия лирических песен. Цель ‒ изучить соматический код, эксплицированный лексемой-соматизмом голова, в фольклорном фрагменте русской картины мира с учетом жанрово-дискурсивной обусловленности функционирования этой лексемы. Материал и методы. Материалом исследования выступили 127 текстов русских фольклорных лирических песен, содержащих лексему-соматизм голова, отобранных путем сплошной выборки из сборника лирических песен. Использованы методы наблюдения, количественный и лексико-семантический анализ, а также элементы дискурсивного и концептуального анализа. Результаты и обсуждение. Отправной точкой исследования стал тезис о наличии у соматизмов не только языкового, речевого, но и лингвокультурологического и лингвокогнитивного статуса. Соматизмы определяются в качестве лингвистических маркеров культурного кода русской идентичности и фрагмента национальной картины мира. В значении большинства русских соматизмов присутствует ярко выраженный национально-культурный компонент смысла. Лексема-соматизм голова принадлежит к контенту особо значимых соматизмов, поскольку в языковой картине мира реализует важные для понимания ментальности русского народа концептуальные представления: «хозяин семьи» (во главе семьи), «главное лицо в доме» (во главе стола), «черта национального характера» (буйна головушка) и пр. Данные толкования имеют специфику реализации в лирических песнях разной жанрово-дискурсивной природы. Последний параметр определяется в качестве экстралингвистического, связанного непосредственно с тематическим содержанием каждого конкретного текста. В числе жанровых разновидностей лирических песен анализируются любовные, семейные, военные, рабочие, антиклерикальные, ямщицкие, бурлацкие лирические песни, песни о деревенских праздниках, о житейской доле. Обнаружены также общие черты, отражающие функционирование соматизма голова в текстах лирических песен в целом, которые обусловлены лиризмом особого рода: проникновенностью, рефлексивностью, обостренностью чувствований автора, предельным субъективизмом повествования. Заключение. Изучение соматизмов в аспекте культурологической маркированности позволяет обозначить специфику их семантики, прагматики и функционирования в текстах разной жанрово-дискурсивной направленности. Интерпретация соматического кода русской культуры посредством обращения к анализу соматизмов углубляется и объективируется в контексте жанрово-дискурсивного подхода.
Ключевые слова: соматический код культуры, соматизмы, фольклорные тексты, русские фольклорные лирические песни, жанр
Библиография:
1. Маслова В. А., Пименова М. В. Коды лингвокультуры: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Флинта, 2016. 180 с.
2. Красных В. В. Коды и эталоны культуры (приглашение к разговору) // Язык, сознание, коммуникация. М.: МАКС Пресс, 2001. Вып. 19. С. 5–19.
3. Гудков Д. Б., Ковшова М. Л. Телесный код русской культуры: материалы к словарю. М.: Гнозис, 2007. 288 с.
4. Сайфи Л.А. Концептуализация соматического образа человека в языке и дискурсивных практиках (на материале современного английского языка): автореф. дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2008. 26 с.
5. Бейсембаева А. У. Соматический код как один из основных кодов культуры // NovaInfo. 2016. Т. 3, № 46. С. 280‒283.
6. Клименко Г. В. Соматический код русской культуры (на примере лексемы «лицо») // Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 4 (19). С. 222‒230.
7. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64‒72.
8. Алексеева О. И. Песенный фольклор как социокультурное явление народной художественной культуры // Наука, искусство, культура. Белгород: Белгородский гос. ин-т искусств и культуры, 2012. С. 18‒25.
9. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1989. 208 с.
10. Лассан Э. Лирическая песня как идеологический феномен // Политическая лингвистика. 2009. Вып. 4 (30). С. 14‒31.
11. Лирические песни / сост., предисл. и примеч. П. С. Выходцева. М.: Современник, 1990. 653 с.
12. Тубалова И. В., Эмер Ю. А. Ценностная картина мира традиционного и современного фольклора // Картины русского мира: аксиология в языке и тексте / Л. П. Дронова и др.; отв. ред. З. И. Резанова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. С. 257‒296.
13. Эмер Ю. А. Современный песенный фольклор: когниции и дискурсы. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2011. 220 с.
14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 2000. 944 с.
15. Жиров М. С., Алексеева О. И. Современный Ренессанс русской народной песни: культурологический анализ // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. 2014. № 1 (1). С. 54‒62.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Страницы: 28 — 34
Скачиваний: 567