ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИДЕИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНЕНИЯ В МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-1-18-27
Введение. Рассмотрены особенности лексической репрезентации идеи национального единения в публицистических и рекламных текстах. Актуальность исследования обусловлена современным состоянием сферы социальной коммуникации, в частности неограниченными возможностями свободного взаимодействия людей благодаря доступности цифровых технологий, в результате которого, с одной стороны, различными акторами может оказываться влияние на сознание человека посредством текстов (например, газетные публикации, реклама и др.), с другой – разные виды дискурсов отражают особенности представлений людей о том или ином фрагменте современной действительности. Цель – проанализировать, какими лексическими средствами репрезентируется идея национального единения в медийном дискурсе. Объект исследования – публицистические и рекламные тексты. Материал и методы. Материалом исследования выступили лексикографические данные, фрагменты текстов, извлеченные из Национального корпуса русского языка и выбранные авторами из публикаций СМИ, поликодовые тексты коммерческой рекламы. Использовались методы семантико-мотивационной реконструкции, компонентного анализа, интерпретации контекстной семантики, анализа дефиниций. Результаты и обсуждение. На основе изучения языковой репрезентации идеи национального единения в словарях и речевом употреблении установлено значение неидиоматического составного выражения национальное единение, выявлены контекстные маркеры идеи национального единения в публицистических и рекламных текстах. Выражение национальное единение рассмотрено в ряду синонимичных единиц национальное единство и национальное согласие. Показано, что выражение национальное единение имеет процессуальное значение и предполагает длительность действия, а выражения национальное единство и национальное согласие – предметное значение результативности и контекстуальный синоним национальный союз. На основе анализа дефиниций прилагательного национальный и существительного единение и их речевого употребления как составного неидиоматического выражения сформулировано определение национального единения как государственного процесса сплочения граждан страны, имеющих общее историческое прошлое, на основании взаимодействия власти и народа по вопросу решения задач развития государства и национальной безопасности. Установлено, что в коммерческой поликодовой рекламе выражение национальное единение не употребляется, однако идея национального объединения реализуется имплицитно. Заключение. Выявлены языковые маркеры продвижения идеи национального единения в современной коммерческой рекламе, номинирующие общие традиции, территорию и некоторые особенности социокультурной жизни страны. Отмечается, что коммерческая реклама имеет значительные возможности для продвижения общенациональных идей, в изучении воспитательных возможностей рекламного дискурса видится перспектива исследования.
Ключевые слова: семантика, лексические маркеры, медиадискурс, поликодовый рекламный текст, национальное единение
Библиография:
1. Авдеева Е. А. Медиавоспитание как ответ на вызовы нашего времени // Философия образования. 2015. № 2 (59). С. 85–92.
2. Морковкин В. В., Богачева Г. Ф., Луцкая Н. М. Большой универсальный словарь русского языка. М.: Словари XXI века, 2017. 1456 с.
3. Словарь русского языка: в 4 т. 4-е изд., стереотип. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 1: А–Й.
4. Словарь русского языка: в 4 т. 4-е изд., стереотип. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 2: К–О.
5. Словарь русского языка XI–XVII вв. / гл. ред. С. Г. Бархударов и др. М.: Наука, 1975–2008. Т. 7. 408 с.
6. Словарь русского языка XI–XVII вв. / гл. ред. С. Г. Бархударов и др. М.: Наука, 1975–2008. Т. 15. 290 с.
7. Едалина А. А. Лексика со значением расточительности в русском языке: к проблеме национального характера // Политическая лингвистика. 2014. № 1 (47). С. 229–235.
8. Жукова А. Г., Картушина Е. А., Мамонтов А. С. Образ героя в западной и российской социальной рекламе // Научный диалог. 2019. № 12. С. 21–42.
9. Замотина Е. И., Дубровская Т. В. Межнациональные отношения в юридическом дискурсе: репрезентации и топосы (на примере конституций России и США) // Политическая лингвистика. 2016. № 5 (59). С. 136–141.
10. Лескинен М. В. Концепт «национальный характер / нрав народа» в языке российской науки второй половины XIX века // Диалоги со временем. 2012. № 39. С. 148–169.
11. Маклашова Е. Г. Дискурс этничности в правовом поле национального субъекта Федерации (на материале Республики Саха (Якутии)) // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). С. 153–156.
12. Реттих Д. А. Пересечение функционально-семантического и лексико-семантического полей в рамках одного абзаца как характерный признак экстремистского текста // Юрислингвистика. 2015. № 4. С. 56–63.
13. Руженцева Н. Б., Антонова Ю. А. Межнациональный дискурс: модель в контексте эпохи. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 292 с.
14. Сапиева С. К. Концепт Кавказ в российском лингвокультурном пространстве: когнитивно-дискурсивный аспект: дис. ... канд. филол. наук. Майкоп, 2015. 227 с.
15. Гаврилова М. В. Развитие содержательных форм концепта «единство» в русском политическом дискурсе XX–XXI веков // Политическая лингвистика. 2010. № 4 (34). С. 13–18.
16. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. М.: Рус. яз., 1990. Т. 1. 856 с.
17. Национальный корпус русского языка. URL: https://www.ruscorpora.ru. (дата обращения: 20.09.2020).
18. Мокиенко В. М. Язык современной русской рекламы: от профессиональной речи к сленгу // Сборник статей Пятой Всероссийской конференции «Стратификация национального языка в современном российском обществе» (г. Санкт-Петербург, 28–31 ноября 2015 г.). СПб.: Златоуст, 2015. С. 159–166.
19. Ягодкина М. В. Отражение языковой национальной картины мира в рекламе // ART LOGOS. 2017. № 1. С. 198–206.
20. Сухарева К. А. Манипулятивный потенциал этнонима «русский» и соответствующих отэтнонимических дериватов, участвующих в вербализации прецедентных феноменов в рекламе и рекламной номинации // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 4, № 2. С. 110–114.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Страницы: 18 — 27
Скачиваний: 674