СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО КОМПОНЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-191-197
Введение. Актуализирована проблема рефлексии современного образования в его возможностях реализации научно обоснованных социокультурных интеграционных взаимодействий светского и религиозного компонентов в современном образовательном процессе. Цель – выявление философских и социокультурных оснований интеграционных процессов, осуществляющихся в светском и религиозном образовании в современной России. Материал и методы. Исследование опирается на методологию коммуникативного действия (Хабермас Ю., 2007), в рамках которой осуществляется возможность коммуникации религии и образования. Кроме того, используется методология диалогового характера взаимодействия всех структур общества (Библер В. С., 2000). Объект исследования – современное российское образование. Предмет – социокультурное взаимодействие религиозного и светского компонентов в российском образовании. Методами выступают аналитический обзор и сравнительный анализ познавательных процессов. Результаты и обсуждение. Существует концептуальная разница в светской и религиозной культурах и в соответствующих им культурных менталитетах. Обе культуры в образовании, в зависимости от внешних и внутренних факторов, структурируются в соответствии с принципиально различными вариантами. Они могут исключать друг друга либо органично сочетаться, выявляя высокую степень синтеза. Заключение. При наличии двух моделей образования – светского и религиозного, направленных на разные цели и использующих разные подходы, интеграция светского и религиозного знания ждет более глубокого социокультурного, философского, психологического обоснования. Необходим конструктивный диалог относительно обнаружения общих для философии, науки и религии черт, характеристик и ценностей, организация просветительской работы среди научной общественности по теме единства основополагающих жизненесущих ценностей науки и религии. Напряженная, противоречивая современность вызывает необходимость комплементарного, выстроенного по принципу дополнительности отношения к религиозному и светскому компонентам образования. Присутствие религиозного компонента создаст в образовании гуманитарную атмосферу высокой духовности и морали.
Ключевые слова: светское, религиозное образование, образование, культурная интеграция, взаимодействие
Библиография:
1. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вопросы социальной теории. 2007. Т. I. Вып. 1. С. 229–245.
2. Библер В. С. О логической ответственности за понятие «диалог культур». URL: http://www.culturedialogue.org/drupal/ru/node/453 (дата обращения: 8.05.2020).
3. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / пер. с англ. В. В. Сапова. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. 1054 с.
4. Сироткин П. Ф. Религиозное образование в современном поликонфессиональном пространстве (социокультурный аспект) // Вестник Перм. ун-та. Серия: Философия. Психология. Социология. 2014. Вып. 4 (20). С. 105–110.
5. Понкин И. В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: Про-Пресс, 2003. 416 с.
6. Toledo Guiding Principles on Teaching about Religion and Beliefs in Public Schools, 2007. URL: https://www.osce.org/files/f/documents/c/e/29154.pdf (Accessed: 15.06.2020).
7. Ferrari S. New Religious Movements in Western Europe // Research and analyses. October 2006. № 9. URL: https://www.religion.info/pdf/2006_10_ferrari_nrm.pdf (Accessed: 15.06.2020).
8. Milbank J. Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason. Malden, MA; Osford: Blackwell, 2006. URL: https://www.academia.edu/8914349/Theology_and_Social_Theory_Beyond_Secular_Reason_2nd_Edition (Accessed: 15.06.2020).
9. Taylor C. A secular age (Anglican Theological Review, 93, 3, 510). Cambridge, Mass: Belknap Press of Harvard University Press.URL: https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?content=reviews&isbn=9780674026766 (Accessed: 17.06.2020).
10. Sägesser C. Religion and secularism in the European Union/ Observatory of Religions and Secularism (ORELA). Report, 2018. URL: www.o-re-la.org/index.php/analyses/item/download/18 (Accessed: 28.04.2020).
11. Мирошникова Е. М. Религиозное образование в современной России: проблема дефиниции и тенденции развития // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. № 24 (273), вып. 42. С. 95–102.
12. Реутов Н. Н. Социокультурные практики интеграции светского и религиозного образования. Белгород: БГТУ, 2009. 168 с.
13. Шахов М. О. Религиозное образование // Правовые основы деятельности религиозных объединений. 2-е изд., доп. М., 2013. С. 407–419.
14. Ярская-Смирнова В. Н. Социология образования. Саратов: СГТУ, 2017. 179 c.
15. Лебедев С. Д. Две культуры: религия в российском светском образовании на рубеже XX–XXI веков. Белгород: Изд-во БелГУ, 2015. 252 c.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Страницы: 191 — 197
Скачиваний: 608