КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-185-190
Введение. Обоснована актуальность обращения к проблеме политического воспитания военнослужащих по контракту на современном этапе развития Вооруженных Сил РФ. Целью является обоснование идей, выступающих основой разработки концепции военно-политической подготовки военнослужащих по контракту как учебной дисциплины. Материл и методы. Материалом исследования послужили нормативно-правовые документы по организации политического воспитания в Вооруженных Силах РФ, а также материалы педагогических исследований, посвященных разработке концепций учебных дисциплин в целом и их содержания в частности. Анализ данных материалов позволил сформулировать основные идеи концепции военно-политической подготовки военнослужащих по контракту как новой учебной дисциплины в политическом воспитании военнослужащих, организации процесса ее освоения. Концепция отражает обусловленность политического сознания военнослужащих по контракту характером их военно-профессиональной деятельности, формой участия в системе отношений, присущих их профессиональной группе. Исследование основывается на теоретических положениях деятельностного подхода к конструированию педагогических процессов, субъект-субъектной парадигме построения педагогического взаимодействия в профессиональных коллективах, компетентностном подходе к отбору содержания профессиональной подготовки. Результаты и обсуждение. Согласно разрабатываемой концепции, целью военно-политической подготовки военнослужащих по контракту как учебной дисциплины является формирование у военнослужащих компетенций, необходимых для выполнения профессиональных задач с политическим содержанием, субъективных образов (личных смыслов, значений и отношений), составляющих когнитивную основу политического сознания военнослужащих. Концепция предполагает активное включение военнослужащих в систему общественных отношений и явлений государственной военной политики. Отбор материала базируется на общей цели подготовки специалиста, системе познавательных целей и возможностей учебной дисциплины. Концепция акцентирует внимание на выделении ведущих, стержневых понятий (идей) в содержании дисциплины, определении базового (инвариантного) ядра и вариантной части содержания учебных модулей, соотнесении этого материала с уровнем познавательной деятельности обучающихся, выделении укрупненных проблем профессионально-прикладного характера, разрешение которых требует знаний и умений по данной учебной дисциплине, отборе содержания и определении объема учебных модулей, методов познавательной деятельности. Использование «содержательных узлов» учебного материала (понятийного, мировоззренческого, предметнообразного, деятельностного) позволяет конкретизировать контрольно-оценочную систему, ориентированнуюна проверку сформированности компетенций военнослужащих по контракту в решении установленного набора учебно-профессиональных задач. Заключение. Разработанная концепция выступает ориентировочной основой для решения задач развития политического сознания военнослужащего по контракту. Результаты исследования позволяют уточнить способы и средства развития политического сознания военнослужащих по призыву в период изменения идеологических приоритетов в профессиональном воспитании и профессиональной подготовке военнослужащих.
Ключевые слова: политическое воспитание, военнослужащие по контракту, концепция содержания учебной дисциплины, политическое сознание
Библиография:
1. Лопуха Т. Л., Подмаренко А. А. Политическое воспитание курсантов военного вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11 (53). С. 63–65.
2. Володин Р. В., Лопуха А. Д., Лопуха Т. Л. Государственно-политическое воспитание курсантов военных вузов: к постановке проблемы профессионального воспитания Новосибирск: НВВКУ, 2017. 228 с.
3. Заец О. Г. Совершенствование профессионального воспитания курсантов военно-инженерных вузов и приоритетные пути повышения его эффективности. Серпухов: Изд-во Военной акад. РВСН, 2015. 171 с.
4. Борисенков А. А. О политическом сознании // Философская мысль. 2013. № 4. С. 1–29.
5. Настявин И. М. Феномен политического сознания. Казань: Изд-во КНИТУ, 2018. 1075 с.
6. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный: в 2 т. М.: Рус. яз., 2000. Т. 1. 1209 с.
7. Арбузов А. И. Педагогические условия формирования правовой культуры военнослужащих по контракту (на должностях солдат, сержантов и старшин) в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Новосибирск: НВИ войск национальной гвардии, 2018. 70 с.
8. Бурьян С. В. Педагогические пути формирования морально-боевых и военно-профессиональных качеств военнослужащих СВ по контракту. Казань: Отечество, 2014. 179 с.
9. Томилин А. Н., Писаренко Г. П. Формирование личностной готовности к лидерской деятельности воинов-контрактников. Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2015. 100 с.
10. Колобродова В. А., Мельникова В. С. Политическая культура молодежи в современной России: состояние и перспективы // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. № 1. С. 188–194.
11. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2012. 448 с.
12. Коршунова О. С. Политическое воспитание и его сущностные характеристики // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2019. № 4. С. 118–122.
13. Разгонов В. Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2016. 23 с.
14. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б., Неудахина Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. Ч. 2. 185 с.
15. Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем. Казань: Казанский гос. технолог. ун-т, 2004. 212 с.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ
Страницы: 185 — 190
Скачиваний: 870