ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЛЕКСА ГТО
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-167-176
Введение. Проведен анализ понятий «условие» и «педагогические условия», выявлены и обоснованы педагогические условия воспитания гражданских качеств подростков средствами ВФСК ГТО с учетом выделенных компонентов гражданских качеств подростков. Цель – выявить педагогические условия воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО. Материал и методы. Материалом исследования послужили теоретические и эмпирические исследования, посвященные гражданскому воспитанию и педагогическим условиям воспитания. Анализ исследований помог уточнить ряд педагогических терминов и теоретически обосновать выявленные педагогические условия. Результаты и обсуждение. Термин «условие» является общенаучным, однако в зависимости от отрасли научного знания рассматривается с разных позиций (философской, психологической, педагогической), в этой связи «педагогические условия» трактуются учеными по-разному, однако функция педагогических условий остается неизменной – влияние на развитие, обучение и воспитание личности. Учитывая тот факт, что педагогические условия являются специально созданными, предлагается рассматривать их с точки зрения повышения эффективности процесса развития, воспитания и обучения личности. Педагогические условия, направленные на повышение эффективности процесса воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО, делятся на три группы с учетом выделенных компонентов воспитания гражданских качеств подростков: первая группа – это педагогические условия, которые отражают характеристику аксиологического компонента воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО; вторая группа – педагогические условия, отражающие характеристику когнитивного компонента воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО; третья группа – педагогические условия, которые отражают характеристику деятельностного компонента воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО. Заключение. Анализ научно-методической литературы по проблеме воспитания гражданских качеств подростков показал, что для повышения эффективности достижения поставленной педагогической цели обязательным фактором является создание конкретных педагогических условий, позволяющих в полной мере реализовать модель воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО.
Ключевые слова: педагогические условия, подростки, гражданские качества, комплекс ГТО
Библиография:
1. Гревцева Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2006. 384 с.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
3. Бережная И. Ф. О корректном употреблении понятий «факторы» и «условия» в педагогических исследованиях // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сб. науч. ст. Воронеж: Издательско-полиграф. центр Воронежского гос. ун-та, 2009. Вып. 2. 270 с.
4. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. C. 8–14.
5. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. 229 с.
6. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 383 с.
7. Найн А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995. № 5. С. 44–49.
8. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с.
9. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.
10. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Теория и методика воспитания: учебник для студентов педагогических вузов. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. 98 с.
11. Романова С. В. Формирование у учащихся сельских школ гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в музее: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2008. 303 с.
12. Иванова Н. А. Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. Коломна, 2011. 253 с.
13. Болдырев И. И. Формирование ценностного отношения к природе у подростков средствами комплекса ГТО // Мир педагогики и психологии: международный научно-практ. журнал. 2019. № 4 (33). С. 76–80.
14. Петрова Л. В. Здоровый образ жизни семьи – психолого-педагогическое условие в формировании ценности здоровья у старших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. C. 157–159.
15. Костюков В. В., Костюкова О. Н., Римави А. И. А. Результаты выполнения старшеклассниками контрольных испытаний V ступени комплекса ГТО // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2018. № 2. C. 46–52.
16. Югова Е. А. Комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) как смыслообразующий конструкт здорового образа жизни // Педагогическое образование в России. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleks-gotov-k-trudu-i-oborone-gtokak-smysloobrazuyuschiy-konstrukt-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 26.06.2020).
17. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 4. С. 21–27.
18. Куликова К. С. Итоги конкурса «Виртуальная галерея ГТО» URL: https://user.gto.ru/news/04062020-itogi-konkursavirtualnaya-galereya-gto (дата обращения: 20.05.2020).
19. Касаткина Н. Э., Брыксина Е. С. Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса // Вестник КемГУ. 2014. № 3 (59). С. 75–78.
20. Артемова П. В. Государственные символы России – продолжение истории // Власть. 2018. № 5. С. 145–148.
21. Болдырева Е. С., Порохняк Н. В. К вопросу о воспитании школьников в условиях глобальной цифровизации // Естественные и гуманитарные науки в современном мире: материалы Международной научно-практ. конф. Орёл: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2020. С. 382–384.
22. Арапов М. О. Взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтерского движения в воспитании гражданских качеств у молодежи: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 197 с.
23. Бережная И. Ф., Мазкина О. Б. Организация совместной творческой деятельности подростков и родителей в детском коллективе // Вестник ВГТУ. 2014. № 5-2. С. 21–23.
24. Филимонова Н. И., Трищина Т. И. Влияние самостоятельных занятий физической культурой на физическую подготовленность старших школьников // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. № 3. С. 79–82.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ
Страницы: 167 — 176
Скачиваний: 547