ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-126-133
Введение. Представлены результаты ежегодного мониторинга входной и итоговой диагностики освоения слушателями дополнительных профессиональных программ. Цель – определение степени сформированности профессиональных компетентностей слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ, а также определение динамики изменения субъектной позиции слушателей относительно их профессиональной компетентности. Материал и методы. Материалом исследования послужили полученные данные итоговой диагностики, разработанной институтом дополнительного профессионального образования. Представлены выявленные затруднения при прохождении обучения слушателями, а также интересная динамика по четырем разделам анкеты: позиция слушателей курсов относительно их правовой компетентности, психолого-педагогической компетентности, профессиональных умений, актуальности использования информационно-методических ресурсов института. Результаты и обсуждение. Анализ данных проводимой входной и итоговой диагностики уровня подготовки слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ за 2019 г. позволил выявить типичные и оставшиеся затруднения, с которыми сталкиваются слушатели. В анкетировании приняли участие две категории: «Педагогические работники» и «Руководящие работники». Данные диагностики показали, что большинство слушателей испытывают потребность в развитии своей профессиональной компетентности. Актуальным в работе как педагогических, так и руководящих работников остается потребность в развитии умений, которые позволяют выстраивать собственную профессиональную деятельность в соответствии с законодательством в сфере образования. Важным является вопрос применения слушателями психолого-педагогических знаний и умений в профессиональной деятельности. Данные входной диагностики показывают достаточно небольшой процент слушателей, применяющих психолого-педагогические знания и умения, а также использование систематически и на естественной основе. Еще одной проблемой остается осознание недостаточного уровня владения информационно-коммуникационными технологиями. Несмотря на достаточную открытость информационных ресурсов института, представленность их на официальном сайте, довольно большой процент слушателей не в полной мере знаком с проектными и информационно-методическими ресурсами, так как, по мнению самих же слушателей, это не входит в круг их обязанностей. Заключение. Выявленные оставшиеся затруднения позволят отрегулировать работу проведения оперативной корректировки содержания и форм работы профессорско-преподавательского состава со слушателями в ходе освоения дополнительных профессиональных программ, а также определить подходы к принятию эффективных управленческих решений, направленных на обеспечение положительной динамики результатов освоения слушателями дополнительных профессиональных программ.
Ключевые слова: оценка качества образования, система оценки качества образования, внутренняя система оценки качества образования, входная и итоговая диагностика, субъектная позиция слушателей
Библиография:
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 17.03.2020).
2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 14.08.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». URL: https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 17.03.2020).
3. Приказ Рособрнадзора от 22.01.2019 № 39 (ред. от 21.08.2019) «Об утверждении ведомственной целевой программы «Качество образования». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=627393#009850135308991548 (дата обращения: 17.03.2020).
4. Еремеевский М. А. Актуальные направления повышения квалификации учителей в условиях реформирования системы образования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnyenapravleniya-povysheniya-kvalifikatsii-uchiteley-v-usloviyah-reformirovaniya-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 10.03.2020).
5. Ибрагимова Л. А., Петрова Г. А. Профессиональная компетенция учителя: содержание, структура // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentsiya-uchitelya-soderzhaniestruktura (дата обращения: 10.03.2020).
6. Барабас А. А. Отбор содержания повышения квалификации педагогов общеобразовательной организации по вопросам проектирования и использования результатов внутренней системы оценки качества образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 3(40). С. 33.
7. Горшкова В. В. Современный взрослый человек: формат непрерывного образования // Академия профессионального образования. 2015. № 2 (44). С. 7–14.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.03.2020).
9. Кеспиков В. Н. Актуальные вопросы образовательной политики. Инновационные концепты дополнительного профессионального образования в условиях реализации профессиональных стандартов педагогических работников // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2016. № 1 URL: http://www.apkpro.ru/doc/vipusk_1_2016/01%20%D0%9A%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%201.pdf (дата обращения: 07.09.2020).
10. Диагностика уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ // ipk74.ru: сайт ГБУ ДПО ЧИППКРО. URL: https://ipk74.ru/qualification/diagnostika/ (дата обращения: 10.03.2020).
11. Концепция мониторинговых исследований в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»: сб. метод. материалов / сост. И. Д. Борченко; под ред. М. И. Солодковой. Челябинск: Изд-во ЧИППКРО, 2018. С. 69.
12. Чивилев А. А. Межличностная коммуникация в системе образования и повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2 (35). С. 73.
13. Волобуева Т. Б. Адаптивное повышение квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 3 (40). С. 43.
14. Бояринов Д. А. Непрерывное образование: проблема оценки и управления качеством учебного процесса педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 1 (38). С. 41.
15. Внутренняя система оценки качества образования как основа принятия управленческих решений. Челябинск, 2015. URL: https://infourok.ru/vnutrennyaya-sistema-ocenki-kachestva-obrazovaniya-kak-osnova-prinyatiya-upravlencheskihresheniy-2880542.html (дата обращения: 10.03.2020).
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА
Страницы: 126 — 133
Скачиваний: 626