ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ АСПЕКТ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-99-107
Введение. Формирование межличностного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) осложняется имеющимися речевыми патологиями различного генеза и различной степени тяжести, что затрудняет формирование коммуникативных способностей, умений и навыков, межличностное взаимодействие в целом, приводит к задержке развития личности и затрудняет процесс вхождения в социум. Согласно современным подходам к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями, в условиях реализации адаптированных образовательных программ развитие коммуникативно-речевых способностей является важнейшей составляющей процесса формирования личностных компетенций дошкольников и младших школьников, однако в рамках инклюзивной модели образования данный процесс имеет свою специфику. Несмотря на пристальное внимание исследователей к вопросам коммуникативного развития детей с ТНР, частные аспекты реализации типичных моделей общения в рамках инклюзивного образования, приемы и методы педагогического сопровождения этого процесса в настоящее время изучены недостаточно. Материал и методы. Представлен анализ различных точек зрения на современный инклюзивный процесс и совместное обучение школьников с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками без речевых нарушений; анализ причин, порождающих трудности и противоречия в социализации, адаптации к социуму обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, поиск путей успешного формирования коммуникативных и речежанровых компетенций у детей данной категории. Результаты и обсуждение. Анализируется проблема реализации инклюзии в образовательном учреждении, в том числе включения в инклюзивный процесс детей с ТНР, исследуются результаты социологических исследований в данной области, приводятся психофизиологические особенности детей с ТНР, затрудняющие процесс включения детей с речевой патологией в инклюзивный коллектив. На основе проведенного анализа обозначаются приоритетные направления дальнейших исследований в области коммуникативно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи, а также соответствующие методы и приемы психолого-педагогической работы. Заключение. Формирование межличностного взаимодействия невозможно без формирования коммуникативно-речевой компетенции, в том числе речежанровой компетенции, навыков речевого и межличностного взаимодействия в условиях инклюзивного ученического коллектива. Речевая коммуникация выступает важнейшим средством успешной адаптации в социум детей с ТНР, поскольку от уровня речевого развития зависит успешность образования, приобретение социального опыта, формирование личности в целом.
Ключевые слова: инклюзия, тяжелые нарушения речи, межличностное взаимодействие, коммуникативно-речевое развитие, речежанровые компетенции
Библиография:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). URL: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/12/primernajaadaptirovannaja-osnovnaja-obshcheobrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-obuchajushchihsja-stjazhelymi-narushenijami-rechi.pdf (дата обращения: 20.01.2020).
2. Крюковская Н. В., Сидорко Т. В. Социализация учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования // Теория и практика специального и инклюзивного образования: сб. научно-метод. трудов с междунар. участием. СПб.: Изд-во РГПУ имени А. И. Герцена, 2019. С. 215–219.
3. Леханова О. Л., Нетужилова О. С. Угрозы нарушения общения со сверстниками у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного инклюзивного образования // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2013. № 3 (49), т. 1. С. 117–121.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
5. Лубовский В. И. Инклюзия – тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 2. С. 32–37.
6. Матасов Ю. Т. Судьба инклюзивного проекта // Теория и практика специального и инклюзивного образования: сб. научно-метод. трудов с междунар. участием. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 222–226.
7. Вахобжонова З. Б. К вопросу об интегрированном обучении и воспитании дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Университетское образование: культура и наука: материалы Международного молодежного научного форума / отв. ред. А. П. Шмакова. Ульяновск: Изд-во Ульяновского гос. пед. ун-та, 2012. Ч. I. С. 58–61.
8. Шеманов А. Ю., Самсонова Е. В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 6. С. 38–46. DOI: 10.17759/pse.2019240604
9. Зайцев Д. В., Селиванова Ю. В. Инклюзивная парадигма современного образования в России: региональная специфика реализации // Гуманитарные науки. 2018. № 2 (42). С. 43–52.
10. Симаева И. Н., Хитрюк В. В. Проблемы готовности к инклюзивному образованию родителей обучающихся // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. 2015. Вып. 11. С. 54–62.
11. Чиркина Г. В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки. Электронный науч. журнал Курского гос. ун-та. 2012. Вып. 2 (22). С. 155–166.
12. Кулагина Е. В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции и критерии регулирования // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 94–101.
13. Сидорко Т. В. Теоретические подходы к созданию электронного тренажера, направленного на отработку навыков социального поведения детей с тяжелыми нарушениями речи // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. IV Региональной научно-практической конф. (с междунар. участием) / редкол.: Н. В. Михалкович (отв. ред.) и др. Гродно: ГрГУ, 2017. С. 89–92.
14. Сидорко Т. В., Бояревич В. В. Особенности социокультурной компетенции детей с тяжелыми нарушениями речи // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. IV Региональной научно-практ. конф. (с междунар. участием) / редкол.: Н. В. Михалкович (отв. ред.) и др. Гродно: ГрГУ, 2017. С. 92–96.
15. Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практ. конф. «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза» (Саратов, СГУ имени Н. Г. Чернышевского, 29 сентября 2017 г. / науч. ред. В. П. Крючков; ред.-сост. Т. А. Бочкарева, О. В. Кощеева. Саратов: Саратовский источник, 2017. С. 7–16.
16. Моргачёва Е. Н. Зарубежный опыт инклюзивного обучения и возможности его использования в отечественной практике // Дефектология. 2018. № 3. С. 58–65.
17. Яковлева И. М. Международная конференция по инклюзивному образованию – выбор стратегии развития // Дефектология. 2018. № 3. С. 66–70.
18. Межличностное взаимодействие // Большая психологическая энциклопедия. URL: https://psychology.academic.ru/287/взаимодействие_межличностное (дата обращения: 4.03.2020).
19. Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.
20. Кощеева О. В. Жанры детской речи. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. 148 с.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩЕЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 99 — 107
Скачиваний: 1126