ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-46-56
Введение. Исследуется актуальная проблема реализации педагогического потенциала мультипликации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Представлены этапы развития детской мультипликации, отечественный и зарубежный опыт использования мультипликации в образовательной практике с дошкольниками и младшими школьниками, проблемы влияния мультипликации на детей, перспективы развития педагогического потенциала мультипликации в обучении детей на ступени дошкольного и начального общего образования. Цель – провести теоретическое исследование реализации педагогического потенциала мультипликации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал и методы. Материалом для исследования стали отечественные и зарубежные научные источники, которые содержат информацию о становлении мультипликации как вида киноискусства и образовательной технологии, а также результаты изучения проблемы применения мультипликации в воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Использовались следующие методы: ретроспективный, сравнительно-сопоставительный анализ, контент-анализ, анализ и обобщение педагогического опыта, классификация. Результаты и обсуждение. Применение мультипликации в образовании связано с эволюцией ее образных средств (движение, время, пространство, цвет, графика и др.), в соответствии с этим можно выделить два основных этапа: первый – классический (докомпьютерный) и второй – современный (с применением компьютерных технологий). На первом этапе происходит становление мультипликации как вида киноискусства, в образовательной практике используются мультфильмы, созданные по мотивам народных и авторских сказок, басен, детских литературных произведений, а также мультфильмы с выраженным познавательным и дидактическим содержанием. Второй этап в развитии детской мультипликации связан с применением компьютерных технологий. Педагогический потенциал компьютерной анимации заключается в наглядности, воздействии выразительных средств анимации на восприятие учебного материала, интерактивности. Сформировались основные направления применения мультипликации в образовании: воспитание, обучение, творческая деятельность, коррекция, реабилитация. В настоящее время образовательная мультипликация представляет обобщающее название группы технологий, объединенных использованием анимации как образовательного инструмента и способствующих достижению образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных). В то же время существуют проблемы влияния современной мультипликации на детей. Мультфильмы с негативным содержанием (сцены убийства, насилия и т. п.) приводят к изменению поведения ребенка, появляются агрессивность, грубость, жестокость, эгоизм. Приоритетной задачей является разработка образовательного контента с использованием современного потенциала мультипликации для обучения, развития у детей и подростков навыков коммуникации, социализации, медиамышления и медиакультуры. Заключение. Перспективы развития педагогического потенциала детской мультипликации заключаются в создании целостной комплексной системы развивающего обучения на ступени дошкольного и начального общего образования с использованием мультипликации как образовательного инструмента.
Ключевые слова: мультипликация, дети дошкольного и младшего школьного возраста, педагогический потенциал, компьютерные технологии
Библиография:
1. Асенин С. В. Уолт Дисней. Тайны рисованного киномира. М.: Искусство, 1995. 312 с.
2. Кривуля Н. Г. Специфика развития и формирование особенностей отечественной анимационной индустрии в контексте концепции детства. Часть 1 // Наука телевидения. 2018. № 14.2. С. 107–135.
3. Норнштейн Ю. Б. Снег на траве: в 2 кн. М.: Красный пароход, 2016. 624 с.
4. Куниченко О. В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5–7 лет // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 3, № 5. С. 133–137.
5. Муродходжаева Н. С., Пунчик В. Н., Амочаева И. В., Казунина И. И., Полякова В. Ю. Мультстудия «Я творю мир»: учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 207 с.
6. Красный Ю. Е., Курдюкова Л. И. Мультфильм руками детей: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 175 с.
7. Уильямс Р. Аниматор: набор для выживания. Секреты и методы создания анимации, 3D-графики и компьютерных игр: пер. с англ. М.: Бомбора, 2019. 392 с.
8. Петрова Н. П., Бондарева Г. А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры и образования. 2019. № 5 (78). С. 353–355.
9. Smith R., Anderson D., Fischer, C. Young children comprehension of montage // Child development. 1985. Vol. 56, № 4. P. 962–971.
10. Gibbons J., Anderson D. R., Smith R., Field D. E., Fischer C. Young children’s recall and reconstruction of audio and audio-visual narratives // Child development. 1986. Vol. 57, № 4. P. 1014–1023.
11. Mayer R. E., Heiser J., Lonn S. Cognitive constraints on Multimedia learning: When presenting more material results in less understanding // Journal of Educational Psychology. 2001. Vol. 93, № 1. P. 187–198.
12. Lowe R. K. Animation and learning: selective processing of information in dynamic graphics // Learning and Instruction. 2003. Vol. 13, № 2. P. 157–176.
13. Schontz W., Rasch T. Functions of Animation in Comprehension and Learning // Learning with Animation: Research Implications for Design / ed. by L. Richard, W. Schnotz. New York: Cambridge UP, 2008. P. 92–113.
14. Alaba S. The Use of Educational Cartoons and Comics in Enhancing Creativity in Primary School Pupils in Ile-ife. Osun State, Nigeria // Journal of Applied Sciences Research. 2007. Vol. 3, №10. P. 913–920.
15. Eker С., Karadeniz O. The Effects of Educational Practice with Cartoons on Learning Outcomes // International Journal of Humanities and Social Science. 2014. Vol. 4, № 14. P. 223–234.
16. Shreesha M., Tyagi1 S. K. Does Animation Facilitate Better Learning in Primary Education? A Comparative Study of Three Different Subjects // Creative Education. 2016. Vol. 7, № 13. P. 1800–1809.
17. Boucheix J. M., Forestier C. Reducing the transience effect of animations does not (always) lead to better performance in children learning a complex hand procedure // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 69, № C. P. 358–370.
18. Anmarkrud Ø, Andresen A., Bråten I. Cognitive Load and Working Memory in Multimedia Learning: Conceptual and Measurement Issues // Educational Psychologist. 2019. Vol. 54, № 1. P. 61–83.
19. Chen O, Retnowati E., Kalyuga S. Element interactivity as a factor influencing the effectiveness of worked example–problem solving and problem solving–worked example sequences // British Journal of Educational Psychology. 2019. Vol. 90, № S1. P. 210–223.
20. Li J., Antonenko P., Wang J. Trends and issues in multimedia learning research in 1996–2016: A bibliometric analysis // Educational Research Review (Educ Res Rev). 2019. Vol. 28. P. 1–21.
21. Mou T. Y., Kao C. P., Lin H. H., Yin Z. X. From action to slowmation: enhancing preschoolers’ story comprehension ability and learning intention // Interactive Learning Environments. July 2019. DOI: 10.1080 / 10494820.2019.1635496
22. Govindasamy M. K. Animated Pedagogical Agents: A Review of Agent Technology Software in Electronic Learning Environments // Journal of Educational Multimedia and Hypermedia. 2014. Vol. 23, № 2. P. 163–188.
23. Schroeder N. L. The Influence of a Pedagogical Agent on Learners’ Cognitive Load // Educational Technology & Society. 2017. Vol. 20. P. 138–147.
24. Radley K. C., Jenson W. R., Clark E., Hood J. A., Nicholas P. M. Using a Multimedia Social Skills Intervention to Increase Social Engagement of Young Children With Autism Spectrum Disorder // Intervention in School and Clinic. 2014. Vol. 50, № 1. P. 22–28.
25. Drigas A. S., Kokkalia G. ICT and special education in kindergarten // International journal of the latest technologies in education. 2014. Vol. 9, № 4. P. 35–42.
26. Kokkalia K., Drigas A. S., Economou A. The Role of Games in Special Preschool Educatio // International journal of the latest technologies in education. 2016. Vol. 11, № 12. P. 30–35.
27. Baglama B., Yucesoy Y., Yikmis A. Using Animation as a Means of Enhancing Learning of Individuals with Special Needs // TEM Journal. 2018. Vol. 7, № 3. P. 670–677.
28. Магомедова М. К. Мульттерапия как артпедагогическое средство воспитания ненасилия у детей // Известия Дагестанского гос. пед. ун-та. Психолого-пед. науки. 2018. Т. 12, № 1. С. 90–95.
29. Шульга И. И. Педагогическая анимация: учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Юрайт, 2019. 150 с.
30. «Союзмультфильм» начал создавать образовательные программы для детсадов и школ // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2019/10/18/814043-soyuzmultfilm (дата обращения: 28.08.2020).
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩЕЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 46 — 56
Скачиваний: 1013