СОВРЕМЕННАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА ФИНЛЯНДИИ: ЗАМЕТКИ ИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-39-45
Введение. Сравнительное исследование теории и практики образования Финляндии обусловлено закономерным интересом исследователей к опыту стран, занимающих лидирующие позиции в международных образовательных мониторингах, где финская система показывает устойчиво высокие результаты. В фокусе анализа образование, реализуемое в сельской местности, особенности деятельности сельской школы, специфика профессиональной деятельности сельского учителя. Материал и методы. Материалом для анализа послужили исследования финских ученых и специалистов сферы образования, опыт международных российско-финских образовательных проектов. Результаты и обсуждение. Теория и практика развития образования Финляндии представляет интерес для российских ученых и практиков, а для исследователей Республики Карелия особенно, поскольку очевидна сходность обеих территорий по географическим, природно-климатическим, этнокультурным, демографическим и иным показателям. В обеих территориях сельская школа представляет значительную часть системы общего образования. Заключение. Анализ работ финских и российских ученых позволил зафиксировать совпадение позиций исследователей относительно особенностей сельской школы и специфики труда сельского учителя, актуальности социокультурного подхода к модернизации образования в сельской местности, а также необходимости в целенаправленной подготовке и сопровождении профессионального становления и развития сельского педагога в парадигме непрерывного образования, выявить общие подходы к обоснованию таких путей сохранения и развития малочисленной школы, как создание социокультурного центра, преобразование школы в сервисный центр сельского поселения (по Э. Корпинен).
Ключевые слова: сравнительное исследование, сельская школа, сельский учитель, социокультурная модернизация образования
Библиография:
1. Schwab K. The Global Competitiveness Report 2017–2018. Insight Report // World Economic Forum. 2019. 393 p.
2. PREVENT-hankeen arvot // Syrjaytymisen ehkaisemisen ja hyvinvoinnin lisaamisen tyokalut koulussa. Oulu: Oulun yliopisto (Finland), 2015. 62 s.
3. Hyry-Beihammer E. K. School as Narrated Places: Children’s Narratives of School Enjoyment // Education in the North. 2013. 30th May. URL: http://abdn.ac.uk/eitn (дата обращения: 20.06.2020).
4. Kalaoja E. Suomen yhdysluokkaopetuksen kehittelyä rinnakkaiskursseista vuorokursseihin. Oulu: Oulun yliopisto, 1985. 34 s.
5. Суворова Г. Ф. Организация учебных занятий в малокомплектной школе // Сельская школа. 2001. № 6. С. 108–117.
6. Байбородова Л. В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников. Ярославль; Москва: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 88 с.
7. Kalaoja E. Maaseudun pienten koulujen kehittämistutkimus: Innovation of small rural schools. Viidellä kirjalla. Oulu: Oulun yliopisto, 1988–1990. 56 р.
8. Kalaoja E., Pietarinen J. Small rural primary schools in Finland: A pedagogically valuable part of the school network // International Journal of Educational Research. 2009. Vol. 48, is. 2. P. 109–116.
9. Kalaoja E. Opettajankoulutuksen kehittäminen maaseudun näkökulmasta: Innovation of teacher training from a rural point of view. Oulu: Oulun yliopisto, 1991. 54 р.
10. Шерайзина Р. М. Профессиональное становление сельского учителя. Новгород: НовГУ, 1994. 203 с.
11. Сальберг П. Финские уроки. История успеха реформ школьного образования в Финляндии. М.: Классика XXI, Арт транзит, 2015. 234 с.
12. Korpinen E. Eläköön kyläkoulu! Jyväskylä: PS-kustannus, 2010. 284 s.
13. Sahlberg P. The Global Educational Reform Movement and Its Impact on Schooling // The Handbook of Global Education Policy. 2016. March. P. 128–144. DOI: 10.1002/9781118468005.ch7
14. Уокер Т. Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире. М.: Альпина Паблишер, 2018. 101 с.
15. Школа без границ / под общ. ред. Г. В. Посновой, Д. А. Пыжикова. Петрозаводск: Издат. дом «ПИН», 2008. 160 с.
16. Sahlberg P. Finnish Lessons 2.0: What can the world learn from educational change in Finland. N.Y.: Teachers College Press, 2013. 237 p.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ЭТНОПЕДАГОГИКА
Страницы: 39 — 45
Скачиваний: 835