ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЧЕВОМ АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-9-19
Введение. Кочевые народы Севера, принадлежащие к арктическому миру, можно рассматривать как уникальный результат динамики земной цивилизации. На протяжении многих столетий им удавалось сохранять своеобразный быт и кочевое жизнеустройство как основание эволюции арктической культуры. Сегодня озабоченность у специалистов вызывают частично потерянные к настоящему времени устоявшиеся веками традиционные культурные нормы и ценности, этнические признаки народов северных территорий. Цель – дать характеристику воспитательного процесса в современном кочевом арктическом регионе. Материал и методы. Анализ педагогической литературы, изучение нормативной документации в образовательной сфере, систематизация опыта дошкольных и общеобразовательных организаций Якутии, включенное наблюдение, анкетирование, экспертное оценивание, внедрение полученных результатов в педагогическую практику. Результаты и обсуждение. Проанализирован процесс создания воспитательного пространства дошкольной кочевой структуры, кочевой общеобразовательной организации, арктического региона, в котором есть кочевые поселения. Обосновано, что воспитательное пространство кочевой дошкольной образовательной структуры рассматривается как среда, механизмом самоорганизации которой являются ценностно ориентированные встречи педагога и ребенка, педагогические события с участием детей и родителей, иных значимых для ребенка взрослых. Исследование истоков воспитания народов северных территорий расширяет представления о многообразии практик воспитания. Взаимопроникновение культуры народов современной Якутии усиливает потребность в актуализации этнокультурного опыта. В ходе исследования выявлены самобытные практики воспитания, связанные с использованием, например, эвенского традиционного календаря, фольклорных текстов, частушек (кэйнэйрся), загадок (тумта), поговорок (боду), мифов, песен (балы) и пр. Заключение. Процесс воспитания школьников-северян может быть представлен логичной последовательностью, выраженной в виде схемы-цепочки семейного, общинного, дошкольного и школьного воспитания. Схема может быть диссеминирована в разные территориальные образования. Возрождаемый сегодня кочевой уклад должен иметь правовую легитимность, обоснованную действующим государственным законодательством, и признаваться как свободный выбор каждым северянином своего жизненного пути.
Ключевые слова: воспитание, кочевье, арктические условия, народные традиции, дошкольники, школьники
Библиография:
1. Aydin M. K., Aydin H. (ed.) Multicultural Education: Diversity, Pluralism, and Democracy. An International Perspective Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. Р. 55–91.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295).
3. Conle C. Community, Reflection and the Shared Governance of Schools // Teacher and Teacher Education, 1997. Vol. 13, № 2. Р. 137–152.
4. Добрушина Н. Р. Язык и этничность малого народа: быть или не быть // Социологические исследования. 2009. № 11. С. 34–45.
5. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 19–44.
6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 304 с.
7. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г. с определением целевого видения до 2050 г. URL: http://old.economy.gov.ru/minec/resources/4b4ebe75-303e-431e-97a8-c49be4b77939/sakha.pdf (дата обращения: 05.08.2020).
8. Шергина Т. А. Сельская малокомплектная школа в условиях модернизации образования // Научное обозрение. 2014. № 12. С. 968–973.
9. Шергина Т. А. Модернизация деятельности сельских малокомплектных школ как социально-педагогическая проблема // Результаты исследований получателей грантов Президента РС(Я) и государственных стипендий РС(Я) за 2012 год. Якутск: Сфера, 2013. С. 236–239.
10. Nieto S. Affirming diversity: the sociopolitical context of multicultural education. Boston: Pearson Allyn & Bacon, 2004. 464 p.
11. Событийность в образовательной деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. 2010. Вып. 1 (43).
12. Педан В. А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на основе событийных сетей: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб.; М., 2017.
13. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.
14. Clarke A. Professional Development in Practicum Settings: Reflective Practice under Scrutiny // Teacher and Teacher Education. 1995. Vol. 11, № 3. Р. 243–261.
15. Улей А. Письмо Абрама Улей из села Тилички, Олюторский район Камчатки // Северные просторы. 1996. № 1–2. С. 79.
16. Никитина Р. С., Кривошапкин А. В. Программа обучения и воспитания детей в духе предков для 1–4 классов кочевой школы народов Севера. М., 1993. 46 с.
17. Винокурова У. А. Воспитание и образование детей у народов Севера. Якутск: Бичик, 1997. 172 с.
18. Lawson T., Livingston K., Mistrik E. Teacher training and multiculturalism in a transitional society: the case of the Slovak Republic // Intercultural Education, December. 2003. Vol. 14, № 4. Р. 409–421.
19. Семенова Л. А., Максимова Л. И. Содержание рабочей программы педагога кочевой группы детского сада // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 112–114. URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2077 (дата обращения: 05.08.2020).
20. Сусой Е. Г. Из глубины веков. Тюмень: ИПОС РАН, 1994. 176 с.
21. Иванищенко В. Ф. Эколого-этнографический календарь эвенков Амурской области // Дорохинские чтения: сб. науч. ст. Благовещенск – Албазино, 2008. Вып. 2. С. 78–88.
22. Батьянова Е. П., Тураев В. А. Народы Северо-Востока Сибири. М.: Наука, 2010. С. 553–570.
23. Алексеев А. А. Эвены Верхоянья: история и культура (конец XIX – 80-е гг. XX в.). СПб.: ВВМ, 2006. 248 с.
24. Bierman D. Minority students’ psychological adjustment in the school context: an integrative review of ualitative research on acculturation // Intercultural Education. March 2016. № 27 (1). With 44 Reads. DOI: 10.1080/14675986.2016.1144382.
25. Дивеева Г. В., Бугаева А. Л., Насилов Д. М. Социокультурный комплекс как педагогическая инновация качества образования: метод. рекомендации. Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2015. 50 с.
26. Дивеева Г. В. Развитие различных образовательных организаций коренных малочисленных народов Севера в современных условиях // Реализация ценностного подхода в образовании / отв. ред. Л. А. Ибрагимова, О. И. Истрофилова. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. ун-та, 2014. С. 137–144.
27. Куксин К. Путь от «Красного Чума» к учителю-кочевнику. URL: http://polit.ru/article/2007/07/09/kochev/ (дата обращения: 05.08.2020).
28. Martin D. Mentoring in One’s Own Classroom: An Exploratory Study of Contexts // Teaching and Teacher Education. 1997. Vol. 13, № 2. Р. 183.
29. Афанасьева Л. И., Маркова О. П. Влияние национальных традиций на воспитание детей в якутских семьях // Научно-метод. электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 30. С. 250–253. URL: http://e-koncept.ru/2016/56628.htm (дата обращения: 05.08.2020).
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ЭТНОПЕДАГОГИКА
Страницы: 9 — 19
Скачиваний: 607