ФУНКЦИИ КОМИЧЕСКОГО В НЕКОМИЧЕСКОМ «ЮБИЛЕЙНОМ» В. МАЯКОВСКОГО, ИЛИ «ПОСЛЕ СМЕРТИ НАМ СТОЯТЬ ПОЧТИ ЧТО РЯДОМ: ВЫ НА Пе, А Я НА Эм…»
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-5-164-173
Введение. Впервые предпринятое исследование лирического сюжета «Юбилейного» ведет к пониманию произведения как поэмы, обнаруживает в ее основании динамику преодоления тяжелейшего душевного состояния героя в процессе виртуального ночного общения с Пушкиным перед памятником ему на Тверском бульваре. Цель работы определяется необходимостью выявления внутренних координат самоидентификации героя – главных линий лирического сюжета, мотивов, их определяющих, смены импульсов-тем в монологе, а также компонентов и приемов комического. Методология исследования определяется комплексом историко-генетического, историко-функционального, сравнительно-исторического методов. Результаты и обсуждение. Основные результаты работы связаны с преодолением традиции отечественного маяковсковедения называть «Юбилейное» в ряду многочисленных стихотворений-«разговоров» поэта, выделять его лишь в связи с конкретным событием – 125-летием со дня рождения Пушкина. Новые перспективы исследования открываются с учетом того, что «Юбилейное» создано в непосредственной временной близости к поэмам «Про это» и «Владимир Ильич Ленин» с важной в них темой метафорической или реальной смерти, проблемой бессмертия и лирическим героем, в ментальных поисках преодолевающим границы реального пространства и времени. В качестве других оснований исследования рассматриваются трансформации компонентов древнего сюжета видения, коннотации произведений Пушкина и знаков его судьбы, которые воспринимаются Маяковским-героем как реплики великого поэта-предшественника в мысленном диалоге с ним. Заключение. Анализ поэтики «Юбилейного» показывает специфически авторское использование автором множества речевых приемов комического в самохарактеристиках. Комическое сопровождает выражение серьезного, остро драматического в судьбе героя поэмы и выступает в функциях преодоления душевной боли, возвращения к жизни в ее радостно-творческом модусе.
Ключевые слова: Маяковский, «Юбилейное», Пушкин, поэма, лирический сюжет, видение, поэтика, мотив, комическое в некомическом произведении
Библиография:
1. Пицкель Ф. Н. Маяковский: художественное постижение мира. Эпос. Лирика. Творческое своеобразие. Эволюция метода и стиля. М.: Наука, 1979. 407 с.
2. Паперный З. «От Пушкина до наших газетных дней…» // В мире Маяковского: сб. ст. М.: Сов. писатель, 1984. Кн. 1. С. 80–102.
3. Тамарченко Н. Д. Поэма // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. С. 182–186.
4. Бройтман С. Н. Историческая поэтика. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2007. 368 с.
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами и приложениями. М.: Эксмо, 2018.
6. Головчинер В. Е., Русанова О. Н. Авторская модель художественного текста как синтез выразительных возможностей рода литературы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 178–185.
7. Прокофьев И. Н. Видение как жанр в древнерусской литературе // Ученые записки Московского гос. пед. ин-та В. И. Ленина. М., 1964. Т. 231: Вопросы стиля художественной литературы. С. 35–57.
8. Данте Алигьери. Божественная комедия / пер. с итал. и прим. М. Лозинского. М.: Моск. рабочий, 1986. 575 с.
9. Маяковский В. В. Собр. соч.: в 12 т. М.: Правда, 1978.
10. Клейман Н. Эффект Эйзенштейна // Эйзенштейн С. М. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. С. 5–30.
11. Якобсон Р. О поколении, растратившем своих поэтов // Вопросы литературы. 1990. № 11–12. С. 73–98.
12. Головчинер В. Е. Контекст стихотворения В. Маяковского «Прозаседавшиеся» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2001. Вып. 1 (26). С. 50–57.
13. Пушкин А. С. Собр. соч.: в 10 т. Л.: Наука, 1978.
14. Долгополов Л. К. Александр Блок. Л.: Наука, 1980. 176 с.
15. Терц А. (Синявский А. Д.). Собр. соч.: в 2 т. М.: СП – «Старт», 1992. Т. 1. С. 339–436.
16. Катанян В. А. Маяковский. Хроника жизни и деятельности. М.: Сов. писатель, 1985. 648 с.
17. Янгфельдт Б. Ставка – жизнь. М.: КоЛибри, 2009. 640 с.
18. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984. 816 с.
19. Головчинер В. Е. Эпическая драма в русской литературе ХХ в. 2-е изд., испр. и доп. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. 318 с.
20. Головчинер В. Е. «Юбилейное» и «Во весь голос» в логике одного лирического сюжета В. Маяковского 1920-х годов // Владимир Маяковский в мировом культурном пространстве: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 125-летию со дня рождения поэта. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С. 31–39.
21. Стеблин-Каменский М. И. Апология смеха // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1978. Т. 37, № 2. С. 149–156.
22. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха (Собрание трудов В. Я. Проппа). М.: Лабиринт, 1999. 288 с.
Выпуск: 5, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Страницы: 164 — 173
Скачиваний: 537