ПОЭТИКА КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ И ПРЕДМЕТНО-ВЕЩНАЯ ОНТОЛОГИЯ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-5-142-154
Введение. В основе культурной памяти находятся процессы «возрождения» и «забвения», соотношение которых влияет на духовный облик каждой эпохи. Однако особую значимость действие механизма «культурной памяти» приобретает во времена социальных катаклизмов. В художественном мышлении кризисного времени семантический комплекс «культурной памяти» прежде всего реализует функцию «упорядочивания стихийного мира», «моделирования» его эстетически релевантной «копии» по универсальному принципу мифа о сотворении мира и его устройстве. Осмысление духовной реальности кризисного времени осуществляется в синтезированных формах, возникающих в результате внутриродовых и межжанровых трансформаций. К такого рода художественным феноменам относится финальный роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», который отражает стремление автора создать универсальную художественную сверхформу для всеобъемлющего воплощения миропонимания. Цель статьи – изучить предметно-вещный мир в романе «Братья Карамазовы» с онтологических позиций и в контексте поэтики культурной памяти. В этой связи определить характерные особенности дескриптивных частей сюжета, выявить ключевые пространственные образы, дифференцировать «предметное» и «вещное» значения объектов интерьера. Материал и методы. Исследуются особенности изображения предметного мира в романе «Братья Карамазовы» с опорой на труды М. М. Бахтина, С. С. Аверинцева, А. П. Чудакова, М. Н. Эпштейна, К. Г. Исупова.Предметом изучения является интерьер как один из аспектов предметно-вещного мира и ряд вещей-операторов в их связи с проблематикой культурной памяти. Исследование осуществляется на основе структурно-семиотического метода. Результаты и обсуждение. В отечественном литературоведении проблема вещной/предметной поэтики не изучена системно. Лексемы «предмет» и «вещь» чаще всего используются в обобщенном значении. С учетом различия их этимонов предлагается составной термин «предметно-вещный мир», который объединяет разные (визуальный и слуховой) варианты художественной интерпретации реальности с сохранением исходных значений, а также включает подход к предмету и вещи с позиций духовного освоения, открытия экзистенциального смысла. Предметно-вещный аспект в поэтике Ф. М. Достоевского представлен неразвернуто. Однако в контексте устремленности мысли Ф. М. Достоевского на «апредметное», «субстанциальное» предметно-вещный мир приобретает особые характеристики. «Шаблонность» описаний интерьеров в романе «Братья Карамазовы», как прием, создает множественные сюжетные переклички и повторы, которые в совокупности раскрывают метафизический образ общего пространства. Предметы интерьера, изображенные предельно условно, одновременно реализуют символическую функцию «вещей»-вестников. Краткость описаний, в пределе сводящаяся к перечислению, актуализирует в сюжете ранние, донарративные формы кумулятивного типа, придавая динамику и событийность дескриптивным частям сюжета. Помимо этого, символичность объектов предметно-вещного мира заключает в себе возможность трансформации предмета в вещь, которая понимается как раскрытие эйдоса, живой структуры или метафизической глубины вещи, инверсивного движения вещи в предмет, «закрытия» ее экзистенциального ядра, «затвердевания» в рамках внешней формы материального существования. Заключение. Предметно-вещный мир в «Братьях Карамазовых», в частности интерьер, данный в кратких описаниях, перечислениях, упоминаниях, не только пунктирно намечает контуры бытовой жизни героев, обусловливает траектории их перемещений, действий, но и реализует возможность «вхождения» в бытийные смыслы, в пространство сакральной памяти, становясь, по определению П. Флоренского, символом Вечности, созданным во Времени.
Ключевые слова: культурная память, предмет, вещь, интерьер, повтор, метафизика, эйдос, дескриптивные фрагменты, Достоевский, «Братья Карамазовы»
Библиография:
1. Тынянов Ю. Н. Литературный факт // Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 578 с.
2. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Избранные статьи. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. С. 200–202. URL: http://philology.ru/literature1/lotman-92f.htm (дата обращения: 12.02.2020).
3. Пастернак Б. Л. Доктор Живаго: роман. Куйбышев: Куйбышевское кн. изд-во, 1989. 528 с.
4. Faryno E. «Я помню (чудное мгновенье)…» и «Я (слово) позабыл» // Wiener Slawistischer Almanach. 1985. Bd 16. Р. 30–38. URL: https://periodika.digitale-sammlungen.de/wsa/Blatt_bsb00000484,00029.html (дата обращения: 12.02.2020).
5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
6. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: АСТ, 2003. 640 с.
7. Щедракова О. Н. Функционирование категории вещи в поэзии постсимволизма. На материале ранней лирики Б. Пастернака: автореф. … канд. филол. наук. М., 2006. 24 с.
8. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2 т. М.: Рус. яз., 2000. 1209 с. URL: https://www.efremova.info/word/na_predmet.html#.Xj7AHDIzaM8 (дата обращения: 12.02.2020).
9. Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. Киев: Радяньска школа, 1989. 511 с. URL: http://www.slovorod.ru/etym-cyganenko/cyg-p.htm (дата обращения: 12.02.2020).
10. Сегал Д. М. О некоторых аспектах смысловой структуры «Грифельной оды» // Литература как охранная грамота. М.: Водолей, 2006. С. 253–301.
11. Шанский Н. М. Этимологический словарь русского языка. М.: Дрофа, 2000. 399 с. URL: https://lexicography.online/etymology/shansky (дата обращения: 12.02.2020).
12. Чудаков А. П. Предметный мир // Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. 291 с.
13. Аверинцев С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М.: Наука, 1975. С. 371–397. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0249/3_0249-15.shtml#book_page_top (дата обращения: 12.02.2020).
14. Эпштейн M. Н. Реалогия // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / под ред. Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003. С. 346–350.
15. Чудаков А. П. Предметный мир Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1980. Вып. 4. С. 96–105.
16. Исупов К. Г. Метафизика общения в мире Достоевского // Филологические исследования. 2007. № 9. С. 43–70.
17. Соина О. С., Сабиров В. Ш. Читаем Достоевского: (Опыт философского осмысления мировоззрения и творчества писателя). Новосибирск: Наука, 2005. 304 с.
18. Назиров Р. Г. Символизация реального // Достоевский: эстетика и поэтика. Словарь-справочник. Челябинск: Металл, 1997. 272 с. URL: http://nevmenandr.net/scientia/nazirov-slovar.php (дата обращения: 12.02.2020).
19. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы: роман. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 896 с.
20. Волкова А. Г. Языковая репрезентация события: прием перечисления в византийской церковной поэзии // Язык и культура. 2014. № 4 (28). С. 5–16.
21. Фарыно Е. Введение в литературоведение: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 639 с.
22. Рикёр П. Время и рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. Т. 2. 216 с.
23. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 108 с. URL: http://lib.ru/CULTURE/KANDINSKIJ/kandinskij.txt#BM6 (дата обращения: 12.02.2020).
24. Касаткина Т. А. Деталь-вещь // Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / сост. Г. К. Щенников, А. А. Алексеев; науч. ред. Г. К. Щенников. Челябинск: Металл, 1997. С. 216–218.
25. Таратинская Л. А. Изобразительные функции качественных прилагательных в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: автореф. … дис. канд. филол. наук. М., 2010. 18 с.
26. Полозова И. В. Символ // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с. URL: https://terme.ru/termin/simvol.html (дата обращения: 08.02.2020).
27. Фарыно Е. Предметный мир // PRO=ЗА. Предмет: материалы к обсуждению. Смоленск: СГПУ, 2005. 172 с.
28. Чулкина Н. Л. Семиотика «Вещного мира» повседневности: «Вещи-символы» и «Вещи-операторы» (ценностная переориентация на рубеже эпох) // Ценности и смыслы. 2010. № 6 (9). С. 48–63.
29. Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. Минск: Логвинов, 2006. 400 с.
30. Подорога В. А. Складка // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy (дата обращения: 08.02.2020).
31. Кантор В. К. Платки, интерьеры, шляпы // Проект НГ-Exlibris. Новая газета. 2008. 20 ноября. URL: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2008-11-20/4_dostoevsky.html (дата обращения: 08.02.2020).
32. Исупов К. Г. Судьбы классического наследия и философско-эстетическая культура Серебряного века. СПб.: РХГА, 2010. 592 с.
Выпуск: 5, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Страницы: 142 — 154
Скачиваний: 607