ОБЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВА С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ САЙТОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СОЮЗ ПЕНСИОНЕРОВ РОССИИ», РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ЦЕНТРА)
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-4-163-173
Введение. Проведен анализ особенностей структуры и смыслового содержания виртуальных порталов Пенсион ного фонда Российской Федерации (ПФ РФ), всероссийской общественной организа ции «Союз пенсионеров России» (СПР), сайта регионального социального центра как разновидностей институционального виртуального ресурса, осуществляющего типовую коммуникацию государства с населением разного возраста, в первую очередь пожилого. Цель статьи – описать дискурсивные, коммуникативные, структурные особенности официальных порталов государственных и общественных организаций, обращенных к пожилой части населения страны и региона, выявить способы организации коммуникации, характер общения с адресатом. Материал и методы. Общая методология исследования базируется на исследованиях лингвистов, психологов, психолингвистов в области речевых, психологических, когнитивных особенностей людей пожилого возраста, а также когнитивно-дискурсивных подходах к общению официальных структур и общественных организаций с разными слоями населения в виртуальной среде. Использовались структурный (контент) анализ сайта, коммуникативный анализ отдельных компонентов сайтов, прагмастилистический анализ фрагментов текстов, содержащихся в контенте сайта, жанровый анализ высказываний и фрагментов текстов. Результаты и обсуждение. Обнаружился разный объем гипертекстовых, мультимодальных, поликодовых структурных компонентов на фоне типичных для виртуальных объектов такого рода формы и содержания. Виртуальное пространство портала ПФ РФ имеет черты маркетинговой платформы, содержащей разделы, ориентированные на обратную связь с адресатом: личный кабинет гражданина, центр консультирования, пенсионный калькулятор; контент портала СПР соединяет маркетинговые, информирующие, воздействующие и интерактивные черты. Степень совмещения институционального официального, официально-делового, рекламного, ритуального, обыденного дискурсов также неодинакова, зависит от характера субъекта, функции и правообладателя виртуального объекта. Наибольшим объемом официального и официально-делового дискурсивного компонента, наименьшей величиной визуальных средств отличается портал ПФ РФ. Портал СПР в равной степени сочетает официально-деловой, правовой, публицистический и обыденный типы дискурса, оформленные в том числе с помощью статичных и динамичных инфографических компонентов. Портал регионального социального центра содержит компоненты правового, официально-делового, просветительского, публицистического типов дискурса (последний представлен номерами регионального периодического издания). Заключение. Структура, содержание контента, тип коммуникации порталов указывают на наличие не полностью совпадающих типов адресата. Адресат портала ПФ РФ – гендерно, профессионально, социально не определенное лицо пенсионного, предпенсионного возраста, заинтересованное в концептуально ограниченной информации; мобильное в когнитивном отношении, легко переходящее от обыденной концептуализации действительности к профильной, способное быстро адаптировать большой объем правовой информации, ориентирующееся в виртуальной среде, меняющее стилевые и коммуникативные регистры. Адресат портала СПР – гендерно, социально не определенный пенсионер, активный по отношению к общественной и государственной жизни России, имеющий широкие интересы, вовлеченный в занятия физкультурой и спортом, волонтерское движение. Адресат портала Бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Шербакульского района» – гендерно не определенный, социально не защищенный (пенсионер в том числе), территориально ограниченный член социума, активный по отношению к общественной жизни Омской области и района, имеющий широкие интересы, вовлеченный в занятия физкультурой и спортом, не сдающийся ни при каких обстоятельствах. Общим является наличие навыков свободного владения компьютером, умение ориентироваться в виртуальной среде либо осознание необходимости обучаться компьютерной грамоте.
Ключевые слова: дискурс, дискурс-анализ, сайт, контент сайта, поликодовый текст, полимодальный текст, концепт, коммуникативные стратегии
Библиография:
1. Бутакова Л. О. Старость как концептуальный феномен: региональный и возрастной аспекты ассоциативной семантики // Psycholinguistics. Series: Philology. 2018. № 23 (2). С. 25–39.
2. Бутакова Л. О. Старый – молодой – дед: динамика субъективной семантики слова // Филологический класс. 2018. № 2 (52). С. 95–102.
3. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н., Орлова Н. В. Проект «Региональное языковое сознание: возрастной аспект» // Вопросы психолингвистики. 2018. № 2 (36). С. 146–168.
4. Литвиненко Ю. Ю. Концепт «возраст» в семантическом пространстве образа человека в русской языковой картине мира: дис. … канд. филол. наук. Омск, 2006. 256 с.
5. Никитина Л. Б., Салимьянова И. В. Образ пожилого человека в русской языковой картине мира. Омск: Вариант-Омск, 2013. 186 с.
6. Рогожникова Т. М. Ассоциативный эксперимент с испытуемыми преклонного возраста // Рогожникова Т.М. и др. Галерея ассоциативных портретов. Уфа: УГАТУ, 2009. С. 53–56.
7. Cognition, Language and Aging. Ed. by Heather Harris Wright College of Allied Health Sciences, East Carolina University. John Benjamins Publishing Company, 2016.
8. Maillet D., Schacter Daniel L. When the Mind Wanders: Distinguishing Stimulus-Dependent From Stimulus-Independent Thoughts During Incidental Encoding in Young and Older Adults (2016) // Psychology and Aging. American Psychological Association. 2016. June 31 (4). P. 370–379.
9. Nalini Am., Koo J., Rosenthal R., Riverside C., Winograd H. Physical Therapists’ Nonverbal Communication Predicts Geriatric Patients’ Health Outcomes // Psychology and Aging. 2002. Sept. 17 (3). P. 443–452.
10. Pitti I. What does being an adult mean? Comparing young people’s and adults’ representations of adulthood // Journal of Youth Studies, in Applied Psycholinguistics, 2017. Vol. 20, is. 9. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13676261.2017.1317336 (дата обращения: 25.11.2019).
11. Williams K. Exploring Interventions to Reduce Cognitive Decline in Aging / K. Williams, S. Kemper // Journal of Psychosocial Nursing and Mental Health Services. 2010. Vol. 48 (5). P. 42–51.
12. Dirk U. Wulff, Simon De Deyne, Michael N. Jones, Rui Mata, and The Aging Lexicon Consortium // New Perspectives on the Aging Lexicon. Trends in Cognitive Sciences. August 2019. Vol. 23, is. 8. P. 686–698.
13. Алёшина Е. Ю. Регистры публичного политического дискурса и факторы их формирования (на материале английского языка) // Политическая лингвистика. 2016. № 4. С. 87–92.
14. Клюев Ю. В. Дискурс в массовой коммуникации (междисциплинарные характеристики, концепции, подходы) // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2013. № 1. С. 207–217.
15. Филиппова Е. В. Функциональная специфика публичного дискурса как институционального вида общения // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 23–24 октября 2015 г.). Минск, 2015. С. 39–41.
16. Косоруков А. А. Публичный дискурс как фактор государственной политики России (на примере евразийской интеграции) // Мировая политика. 2018. № 3. С. 47–58.
17. Ширяева Т. А., Триус Л. И. Языковая реализация стратегии самопрезентации в британском парламентском дискурсе дебатов // Вестн. Пятигорского гос. лингв. ун-та. 2015. № 2. С. 103–107.
18. Лукашевич Е. В. «Больше невозможно держать дистанцию»: эффективность коммуникативных практик органов государственной власти // Экология языка и коммуникативная практика (электронный научный журнал); под ред. А. П. Сковородникова. Красноярск, 2013. С. 128–142.
19. Лукашевич Е. В. Перспективы коммуникативного взаимодействия органов государственной власти Алтайского края с населением (на материале официальных сайтов) // Вестн. Алтайской акад. экономики и права. 2014. № 1. С. 91–95.
20. Лукашевич Е. В. Социопсихолингвистический анализ власти Алтайского края // Эффективные модели взаимодействия органов государственной власти и населения в Интернете: сб. науч. ст. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. С. 86–119.
21. Лукашевич Е. В. Технологии воздействия и взаимодействия в региональном политическом дискурсе // Филология и человек. 2011. № 4. С. 58–70.
22. Лукашевич Е. В. Язык новой российской бюрократии: к методологии исследования // Язык и метод: Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века. Т. 2: Лингвистический анализ на грани методологического срыва / ред. Д. Шумска, К. Озга. Краков: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2015. С. 157–164.
23. Явинская Ю. В Эмотивная и конативная функции сообщений сайтов органов власти // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. 2013. № 9 (29). С. 1–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotivnaya-i-konativnaya-funktsii-soobscheniy-saytov-organov-vlasti (дата обращения: 26.02.2020).
24. Коммуникации органов государственной власти Алтайского края с населением: стратегии и технологии / под ред. проф. Е. В. Лукашевич. Барнаул: Концепт, 2013. 338 с.
25. Бутакова Л. О. Сайт Пенсионного фонда РФ в аспекте виртуального общения государства с людьми пожилого возраста // Государство – общество – личность: способы речевого взаимодействия / Л. О. Бутакова и др.; под ред. Л. О. Бутаковой и Н. В. Орловой. Омск: ОмПГУ, 2019. C. 33–59.
26. Сербиновский Б. Ю., Марсуверский А. В. Анализ сайтов администраций субъектов Ростовской области // Вестн. науки и образования Северо-Запада России. 2016. Т. 2, № 3. С. 1–10.
27. Фролова Е. В. Коммуникативные стратегии формирования имиджа регионального лидера в электронных СМИ: дис. ... канд. филол. наук. Омск: ОмГУ, 2007. 207 с.
28. Чугунов А. В. Электронное правительство: эффективность политики внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственное управление. Информационно-телекоммуникационные системы: Всероссийский конкурсный отбор обзорно-аналитических статей по приоритетному направлению. М.: Единое окно доступа к информационным ресурсам, 2008. 55 с.
29. Лебедева Н. Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования // Вестн. Башкирского гос. пед. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2001. № 1. С. 6–12.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ И КОММУНИКАТИВНОЙ СТИЛИСТИКИ ТЕКСТА
Страницы: 163 — 173
Скачиваний: 578