ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НОРМЫ В ФОРМАТЕ ТОК-ШОУ: ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРЕДАЧИ «АНДРЕЙ МАЛАХОВ. ПРЯМОЙ ЭФИР»
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-4-152-162
Введение. Влияние современных медиа на мировоззрение и поведенческие установки социума остается малоизученным. Поведенческие нормы, транслируемые в формате ток-шоу, являются основаниями оценочных высказываний, соотносятся с ценностями разных типов. Диалектические отношения компонентов аксиологического комплекса обусловливают целесообразность их совместного рассмотрения. Цель статьи – выявить и описать поведенческие нормы, оценки человека и ценности социума, репрезентированные в одной из передач ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир». Материал и методы. Используется лингвоаксиологический анализ – семантический анализ единиц разных уровней языка и категорий дискурсивной природы, направленный на выявление нормативно-оценочных значений в сфере поведения человека. Этапами анализа являются определение типичных средств выражения данных значений и формирование на их основе фактологической базы исследования, классификация высказываний по соотнесенности с определенными видами ценностей, реконструкция соответствующих поведенческих норм, интерпретация результатов с учетом сведений об особенностях формата ток-шоу. Результаты и обсуждение. Наряду с лексико-фразеологическими единицами языка, оценочно-нормативные значения регулярно выражаются маркерами деонтической модальности, грамматическими средствами укрупнения масштаба ситуации, лексико-грамматическими показателями отступления от нормы; кроме того, в их трансляции участвуют выводные знания. В репертуаре ценностей преобладают утилитарно-материальные. Поведенческие нормы коррелируют с традиционными ценностями разных социальных групп и ценностями постсоветского времени. Влияние формата передачи на представление аксиологических значений заключается в релятивном (от противного) описании норм поведения и в уровне их обобщенности, в жесткой сбалансированности оценок по знаку, в преобладании личных ценностей над общественными, утилитарно-материальных – над духовными. Предложена и апробирована методика описания аксиологического комплекса «поведенческие нормы, оценки человека и ценности социума», репрезентированного в медийном тексте, имитирующем дискуссию о социально значимой проблеме. Заключение. Сделанные выводы коррелируют с результатами, полученными в работах по другим гуманитарным направлениям. Вследствие пресуппозитивной природы семантики нормы ее лингвистическая реконструкция предполагает внимание к неспециализированным языковым средствам, а также явлениям дискурсивной природы.
Ключевые слова: ток-шоу, ценность, оценка, поведенческая норма, лингвоаксиологический анализ
Библиография:
1. Гуленко П. В., Долгова Ю. И. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «ток-шоу» // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2016. № 3. С. 102–110.
2. Нигматулина К. Р. Аксиология в журналистике: пересекающиеся измерения // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2008. Вып. 1. С. 140–146.
3. Сибиданов Б. Б. Две формы отрицания в телевизионном трэш-дискурсе // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2019. № 1 (19). С. 1–7.
4. Сибиданов Б. Б. Телевизионный медиатекст: три типа медиаситуаций // Вестн. Северного (Арктического) федерального ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 2. С. 58–68.
5. Фукс Д. А. Телевизионные развлекательные программы как феномен современной массовой речевой культуры // Вестн. культуры и искусств. 2013. № 4 (36). С. 111–114.
6. Шаповалова Н. Г. Ток-шоу как модель современного дискурсивного взаимодействия в России // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9-4 (51). С. 181–184.
7. Хорина Г. П. Ценности русской культуры в условиях цивилизационного кризиса // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 6. С. 16–26. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/6/Khorina_Values-of-Russian-Culture/ (дата обращения: 20.12.2019).
8. Поликарпова Е. В. Аксиологические функции массмедиа в современном обществе. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Polikarp/04.php (дата обращения: 20.12.2019).
9. Ильченко С. Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения: автореф. дис. … д-ра фил. наук. М., 2012. 48 с.
10. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 224 с.
11. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. М.: Рус. яз., 2000. URL: https://ru-dict.ru/slovarefremovoy.html (дата обращения: 28.02.2020).
12. Федяева Н. Д. Семантика нормы в русском языке: функциональный, категориальный, лингвокультурологический аспекты: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2010. 39 с.
13. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение: учеб. пособие. 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2011. 328 с.
14. Байрамова Л. К. Пословицы в «Аксиологическом фразеологическом словаре русского языка: словаре ценностей и антиценностей» // Вестн. Новгородского гос. ун-та. 2014. № 77. С. 10–12.
15. Байрамова Л. К. Тема родины в «Аксиологическом фразеологическом словаре русского языка» // Полипарадигмальные контексты фразеологии в ХХІ веке: материалы междунар. науч. конф. Тула: Тульское производственное полиграфическое объединение, 2018. С. 52–57.
16. Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1985–1988. Т. 2.
17. Словарь многих выражений, 2014. URL: https://all_words.academic.ru/ (дата обращения: 15.02.2020).
18. Орлова Н. В. Наивная этика: лингвистические модели (на материале современного русского языка). Омск: Вариант-Омск, 2005. 266 с.
19. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
20. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.
21. Павлов С. Г. Лингвоаксиологическая модель человека: науч.-метод. аспект // Вестн. Мининского ун-та. 2013. № 2. С. 56–68.
22. Богданова Л. И. Оценки и ценности в зеркале словарей русского языка // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2017. Т. 21, № 4. С. 729–748.
23. Нистратов А. А., Синячкин В. П. Гендерные различия восприятия ценностей // Вопросы психолингвистики. 2014. № 4. С. 94–101.
24. Соловьева Н. С. Динамика гендерных стереотипов в английской и русской языковых картинах мира (на материале фразеологии). Магнитогорск: Магнитогор. гос. ун-т, 2011. 374 с.
25. Карасик В. И. Языковые ключи. Волгоград: Парадигма, 2007. 520 с.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ И КОММУНИКАТИВНОЙ СТИЛИСТИКИ ТЕКСТА
Страницы: 152 — 162
Скачиваний: 882