СТРУКТУРА НОВОГО ЗНАНИЯ В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-4-144-151
Введение. С функционально-стилистических позиций рассматривается смысловая структура научного текста в аспекте выражения в нем нового знания. Понятие политекстуальности научного текста. С учетом экстралингвистической обусловленности разноаспектным содержанием познавательной деятельности научный текст определяется как система субтекстов. Под субтекстом понимается структурно-смысловая единица текста, репрезентирующая определенный аспект эпистемической ситуации – онтологический, методологический, аксиологический, коммуникативно-прагматический. В монографиях и статьях по разным наукам зафиксированы следующие типы субтекстов: субтекст нового знания, субтекст старого знания, методологический субтекст, субтекст оценки, субтекст авторизации, субтекст адресации, периферийный субтекст. Взаимодействие субтекстов обусловливает особое качество смысловой структуры научного текста – политекстуальность. Политекстуальность предполагает иерархические отношения между субтекстами. Наибольшей коммуникативной значимостью обладают два субтекста – субтекст нового знания и методологический субтекст, которые репрезентируют онтологическое содержание нового знания, заключенное в форму понятий, гипотез, теорем, доказательств и др. Остальные субтексты являются дополнительными и формируют эпистемический контекст нового знания. Характеристика субтекста нового знания. Субтекст нового знания является стержнем смысловой структуры научного текста. Развертывание данного субтекста эксплицирует динамику научно-познавательной деятельности автора, представленную последовательностью этапов получения нового знания в составе проблемной ситуации, проблемы, идеи или гипотезы, аргументации, вывода. Благодаря субтексту нового знания содержание каждого из этапов получает речевую репрезентацию. В научной коммуникации сформировался стилистический стандарт субтекста нового знания, включающего обоснование проблемы или постановку задачи, характеристику изучаемого объекта, представление идеи или гипотезы, определение понятий, аргументацию или доказательство гипотезы, экспликацию результатов и выводов. Рассматриваются различные варианты развертывания субтекста нового знания в текстах по лингвистике, математике, физике, химии, философии. Особое внимание уделяется анализу композиционной структуры субтекста нового знания в авторефератах диссертаций. Репрезентация нового знания в этом жанре «зеркально» отражает все этапы познавательной деятельности автора. Заключение. Интерпретация смысловой структуры научного текста как политекстуального целого с доминирующей ролью субтекста нового знания позволяет обобщенно представить типовую стилистико-речевую организацию научного текста.
Ключевые слова: научный текст, смысловая структура научного текста, эпистемическая ситуация, субтексты научного текста, субтекст нового знания
Библиография:
1. Мурзин Л. Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 171 с.
2. Котюрова М. П., Соловьева Н. В. Современный научный текст (сквозь призму дискурсивных изменений). Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2017. 204 с.
3. Котюрова М. П. Выражение эпистемической ситуации в периферийных текстах целого произведения // Очерки истории научного стиля русского литературного языка XVIII–XX вв. Т. II, ч. 1: Стилистика научного текста (общие параметры). Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1996. С. 341–370.
4. Котюрова М. П. Стилистика научной речи. 2-е изд. М.: Академия, 2012. 236 с.
5. Котюрова М. П., Баженова Е. А. Культура научной речи: Текст и его редактирование. 6-е изд. М.: Флинта: Наука, 2018. 280 с.
6. Вейзе А. А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста. М.: Высш. шк., 1985. 127 с.
7. Каменская О. Л. Текст и коммуникация. М.: Высш. шк., 1990. 152 с.
8. Сидоров Е. В. Основы системной концепции текста: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1986. 41 с.
9. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 172 с.
10. Баженова Е. А. Научный текст в аспекте политекстуальности. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. 272 с.
11. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 368 с.
12. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 144 с.
13. Мышкина Н. Л. Внутренняя жизнь текста: механизмы, формы, характеристики. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. 152 с.
14. Короткина И. Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика. М.: Юрайт, 2015. 295 с.
15. Глазунова О. И. Сюжет в структуре художественного текста: принципы отображения и развития // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2011. Вып. 3. С. 29–41.
16. Котюрова М. П. Категоричность… некатегоричность как свойство индивидуального стиля речи ученого // Текст. Узоры ковра: сб. ст. науч.-метод. семинара “TEXTUS”. Вып. 4, ч. 1: Общие проблемы исследования текста. Санкт-Петербург; Ставрополь: Изд-во Ставроп. ун-та, 1999. С. 133–136.
17. Котюрова М. П., Тихомирова Л. С., Соловьева Н. В. Идиостилистика научной речи. Наши представления о речевой индивидуальности ученого. М.: Флинта: Наука, 2019. 394 с.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ И КОММУНИКАТИВНОЙ СТИЛИСТИКИ ТЕКСТА
Страницы: 144 — 151
Скачиваний: 1123