АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ РУССКОГО ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ, ВЕРБАЛИЗОВАННЫЕ В ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЯХ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-4-102-109
Введение. Описание лингвоаксиологической природы парадокса является перспективным вектором его лингвистического исследования. Этому способствуют имманентные свойства парадокса. Для парадоксального высказывания характерны экспликация глубоко личностного мировосприятия, смыслообразование как интенция, присутствие фоновой аксиологически значимой для данного лингвокультурного сообщества информации, отражение противоречивости мира и парадоксальности самого человеческого сознания. Цель статьи – выявить и описать избранные ценностные смыслы и установки, укорененные в русском сознании и вербализованные посредством парадоксального высказывания. Материал и методы. Анализ языкового материала осуществляется с использованием методов аксиологической лингвистики: лингвоаксиологической рефлексии, лингвоаксиологического описания и лингвоаксиологической интерпретации. В качестве материала привлекаются русские высказывания парадоксального характера – как авторские, так и анонимные, а также являющиеся продуктом коллективного творчества. Результаты и обсуждение. Исследование ценностного компонента парадоксального высказывания позволяет уточнить и проиллюстрировать яркими языковыми примерами такие свойства русского менталитета, как неприятие догматизма и иррациональный характер доминирующих ментальных моделей; приоритет эмоционально-душевной сферы личности над интеллектуально-рациональной, который проявляется в недоверии к формально-логическим постулатам. Реализация гносеологической функции парадокса оборачивается в аксиологической плоскости вновь открываемым смыслом прописных истин и базовых ценностей; провоцируемая парадоксом активация понимания и осмысления созвучна стремлению русского человека к познанию и самопознанию, пытливым духовным поискам, желанию «присвоить» истину, т. е. обрести личный смысл. С синтаксической точки зрения парадоксальное высказывание часто строится по принципу параллелизма и антитезы: помимо корреляции узнаваемого и нового, проясняются ценности, чуждые и присущие русской концептосфере (на примере концептов «совесть» и «справедливость»). Парадоксальное высказывание интересно также как форма метаязыковой рефлексии, что особенно актуально для русского менталитета с его высоким отношением к слову как логосу. Заключение. Аксиологически окрашенные особенности русского языкового менталитета находят активное выражение в парадоксальных языковых формах. Результаты исследования и предлагаемая подборка примеров могут иметь теоретическое и практическое значение для лингвоаксиологического моделирования и реконструкции аксиосферы русской языковой картины мира.
Ключевые слова: лингвоаксиология, парадокс, парадоксальное высказывание, русское языковое сознание, ценности, оценка в языке
Библиография:
1. Кожевникова О. С. Парадокс // Эффективное речевое общение (Базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. Электронное издание. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. С. 418–419. URL: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/63722 (дата обращения: 30.03.2020).
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
3. Заботина Е. Н. К вопросу о когнитивных аспектах парадокса // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2010. Т. 5, № 1. С. 34–42.
4. Пигаркина Е. А. Основополагающие характеристики парадокса и оксюморона как языковых рекурсий // Вестн. Тверского гос. ун-та. Серия: Филология. 2015. № 2. С. 347–350.
5. Пигаркина Е. А. Парадокс как способ презентации смыслов в парадоксальной картине мира современной личности // Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., посвященной 70-летию факультета иностранных языков и международной коммуникации Тверского государственного университета. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. С. 159–164.
6. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 c.
7. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
8. Карасик В. И. Языковая матрица культуры. М.: Гнозис, 2013. 319 с.
9. Карасик В. И. Лингвокультурные ценности в дискурсе // Иностранные языки в высшей школе. 2015. № 1 (32). С. 25–35.
10. Павлов С. Г. Лингвоаксиологическая модель человека: научно-методический аспект // Вестн. Мининского ун-та. 2013. № 2. С. 56–68.
11. Радбиль Т. Б. «Язык ценностей» в современной русской речи и пути его исчисления // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 6 (2). С. 569–573.
12. Шалина И. В., Пикулева Ю. Б. К проблеме описания методики лингвоаксиологического анализа (на материале диалогического общения носителей просторечной культуры) // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 121–132.
13. Карасик В. И. Языковая личность как предмет изучения антропологической лингвистики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 8 (62). С. 109–115.
14. Иванов Е. Е. Парадоксальные пословицы в русском и белорусском языках // Вестн. Новгородского гос. ун-та. 2014. № 77. С. 21–24.
15. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. М.: Флинта: Наука, 2006. 238 с.
16. Вежбицкая А. Русские культурные скрипты и их отражение в языке // Русский язык в научном освещении. 2002. № 2 (4). С. 6–34.
17. Евтодиева Н. В. Роль парадокса в притче // Вестн. Московского гос. лингв. ун-та. 2014. Вып. 4 (690). С. 63–72.
18. Джамалова М. К. Лингвистическая природа парадокса в языке современной поэзии // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 629–632.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Страницы: 102 — 109
Скачиваний: 570