КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАКТИКИ И ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СА МОПРЕЗЕНТАЦИИ ВРАЧА В INSTAGRAM
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-3-114-123
Введение. Проведен дискурсивный и коммуникативно-прагматический анализ вербализации коммуникативных тактик, реализующих стратегию самопрезентации врача в социальной сети. Материал и методы. Материалом исследования послужили медиатексты социальной сети Instagram, созданные врачами в жанре сетевых медиа поста-представления или поста-знакомства. Выбор источника материала обусловлен популярностью использования соцсети для личного и институционального общения в Интернете. Методологической базой исследования являются дискурсивный и коммуникативно-прагматический подходы к анализу текста. Результаты и обсуждение. Создание поста в социальной сети рассматривается как коммуникативное событие и имеет три измерения анализа: текст, дискурсивная практика и социальная практика. Анализ уровня социальной практики позволяет отнести медицинскую коммуникацию в соцсети как к практике социального взаимодействия в Интернете, так и к институциональным отношениям врача и пациента. Коммуникативное взаимодействие врача и «массового пациента» оформляется под влиянием медиадискурса в самостоятельную дискурсивную практику – медицинский блогинг. Медицинская коммуникация в процессе публичного функционирования в Интернете обнаруживает черты массмедийного, маркетингового и личностно ориентированного дискурсов. Коммуникативно-прагматический анализ медиатекстов позволил выявить коммуникативные тактики этикетного общения, сообщения информации об образовании, апелляции к профессии через образы «Я – врач» и «Я – эксперт в области медицины», передачи субъективной информации, актуализации преданности профессии, акцентирования отрицательной информации, способности преодолевать трудности. Лингвистический анализ продемонстрировал использование для реализации коммуникативных тактик, репрезентирующих стратегию самопрезентации, типичных языковых средств, свойственных интернет-коммуникации: экспрессивных, образных лексических и стилистических единиц (метафора, ирония, языковая игра, сниженная лексика). Выявленные коммуникативные тактики получают языковое воплощение на всех уровнях языка: лексическом, морфологическом, синтаксическом. Заключение. Анализ коммуникативных тактик стратегии самопрезентации врача позволяет сделать вывод о высоком потенциале медиатекста социальной сети Instagram в аспекте создания привлекательного образа представителя медицинского сообщества. Статус медицинского блогера дает возможность врачу использовать коммуникативные тактики медиакоммуникации для формирования положительного профессионального имиджа в сознании массовой аудитории.
Ключевые слова: медиатекст, социальные сети, интернет-коммуникация, медицинская коммуникация, имидж, самопрезентация, Instagram
Библиография:
1. Гагарина Е. Ю. Коммуникативное поведение языковой личности виртуального врача в медицинском интернет-форуме: дис. … канд. филол. наук. Астрахань, 2015. 170 с.
2. Ахнина К. В. Сетевой медицинский дискурс: языковые и коммуникативно-прагматические характеристики: автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва, 2016. 19 с.
3. Пивоварчик Т. А. Сетевой медицинский дискурс: коммуникативные практики тематических интернет-сообществ // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 4. С. 148–155.
4. Полянская И. Л., Цветкова А. Б. Роль имиджевой коммуникации в формировании образа медицинского учреждения // Практический маркетинг. 2012. № 11 (189). С. 40–46.
5. Пасечник И. П. Профессиональный имидж врача: необходимость вынужденная или осознанная? // Новости медицины и фармации. 2013. № 10 (461). С. 12–13.
6. Васкес Абанто Х. Э., Васкес Абанто А. Э., Арельяно Васкес С. Б. Формирование профессионального имиджа врача // The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. 2015. № 2. С. 129–131.
7. Ахнина К. В., Куриленко В. Б. Сетевой медицинский дискурс: сущность, признаки, структура // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 1. С. 76–84.
8. Бурдина О. Б., Мишланова С. Л. Профессиональный имидж медицинских и фармацевтических работников в медиатекстах // Гуманитарные исследования. 2018. № 2 (19). С. 50–53.
9. Тубалова И. В., Эмер Ю. А., Ершова В. Е. Коммуникативные стратегии продвижения профессионального имиджа врача в социальных медиа (на материале Facebook) // Вестник Томского гос. ун-та. 2019. № 447. С. 73–82.
10. Волкова Е. В. Поликодовый текст в интернет-коммуникации (на материале медицинских аккаунтов Instagram) // International Scientific-Pedagogical Organization of Philologists «WEST-EAST» (ISPOPE). Scientific Journal WEST-EAST. 2019. Vol. 2/1, № 1. С. 117–122.
11. Фащанова С. В. Коммуникативные стратегии презентации и самопрезентации и способы их языкового воплощения в радиопрограммах о культуре // Казанская наука. 2015. № 11. С. 59–61.
12. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000. 304 с.
13. Пикулёва О. А. Социальная психология самопрезентации личности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2014. 45 с.
14. Дубских А. И. Средства реализации коммуникативной стратегии самопрезентации личности в массово-информационном дискурсе // Вестник Челябинского гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. 2008. Вып. 35, № 30 (171). С. 50–54.
15. Волошина С. В. Коммуникативная стратегия самопрезентации в автобиографическом дискурсе // Вестник Иркутского гос. техн. ун-та. 2014. № 9. С. 261–265.
16. Волкова Е. В. Способы профессиональной самопрезентации врача в медиатексте (на материале медицинских аккаунтов в социальных сетях) // Дискурсология и медиакритика современных СМИ: сб. науч. тр. по материалам конф. 2–4 октября 2019 г. / науч. ред. А. В. Полонский и др. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2019. С. 136–142.
17. Йоргенсон М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / пер. с англ. 2-е изд., испр. Харьков: Гуманитарный Центр, 2008. 352 с.
18. Фуко М. Археология знания / пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А. С. Колесникова. СПб.: Гуманитарная Академия: Университетская книга, 2004. 416 с.
19. Кочеткова М. О. Жанровая динамика дискурса блогосферы: социолингвистический аспект: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2016. 22 с.
20. Калашникова А. А., Калашников И. А. Прагматикон языковой личности блогера: дискурсная маскированная личность // Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. Серия: Филологические исследования. 2014. С. 225–228.
21. Лаппо М. А. Самоидентификация и самопрезентация в разных типах дискурса // Вестник Новосибирского гос. ун-та. Серия: Психология. 2012. Т. 6, № 2. С. 72–76.
22. Гольдин В. Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 1983. 109 с.
23. Барсукова М. И. Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2007. 23 с.
24. Дубских А. И., Бутова А. В., Залавина Т. Ю. Средства вербализации положительной самопрезентации в «звездном» интервью // Вест. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 4 (193). С. 53–58.
25. Горошко Е. И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры // Интернет-коммуникация как новая речевая формация. М.: Наука: Флинта, 2012. С. 9–52.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ И КОММУНИКАТИВНОЙ СТИЛИСТИКИ ТЕКСТА
Страницы: 114 — 123
Скачиваний: 921