ДЕТСТВО В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОМАНА В. НАБОКОВА «ДАР»
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-3-30-44
Введение. Обращение к исследованию детства в романе В. Набокова аргументировано рядом факторов: историко-культурными изменениями в начале ХХ века, вниманием к феномену детства в гуманитарном знании, значимостью детства в эстетике модернизма. Несмотря на то, что тема детства многократно становилась предметом набоковедческого анализа, оно не рассматривалось как часть социокультурного пространства в романе «Дар». Данная работа посвящена анализу социокультурной семантики этой темы и ее воплощения на уровне художественного пространства. Цель – исследовать социальные и культурные маркеры, характеризующие пространство становления личности персонажей, определить особенности детства как части социокультурного пространства романа В. Набокова «Дар». Материал и методы. Исследование проводится на материале романа «Дар». Теоретико-методологическую базу составляют социологические работы П. Сорокина, труды по семиотике художественного пространства Ю. М. Лотмана, Е. Фарино, работы по поэтике модернистской прозы Дж. Олни, Н. В. Морженковой, набоковедческие статьи Ю. Левина. Результаты и обсуждение. Субъектом осмысления детства как особого социокультурного пространства в романе является центральный герой Фёдор Годунов-Чердынцев. Он воссоздает ряд примет (конкретная локация особняка Годуновых в Санкт-Петербурге, описание интерьера усадьбы в Лешино, характеристика игрушек, социальных связей семьи и пр.), позволяющих составить представление об «удавшемся детстве». Образ своего детства вписывается начинающим поэтом в усадебный и петербургский текст русской литературы, а через ассоциацию своей няни с Ариной Родионовной устанавливается духовное родство рода Годуновых с Пушкиным. Своеобразие социокультурного пространства детства Фёдора – в объемности, полноте существования, обеспеченной включенности рода Годуновых в природный универсум (знание русской природы, «поимка» бабочек), науку (экспедиции и исследования отца, локус домашнего музея), элитарную культуру (локус библиотеки, творчество Пушкина). По контрасту с собственным детством Фёдор описывает детство «великого шестидесятника» Н. Г. Чернышевского (лучшие игрушки и одежда Годуновых контрастны «нанковым брючкам» Николя, внимательность, зоркость, физическая ловкость Фёдора противопоставлены «близорукости» и неуклюжести Чернышевского и т. п.). Внешние физические и социальные маркеры служат для характеристики внутреннего мира Николая Гавриловича. Социокультурное пространство Годуновых наполнено созиданием, открытием нового, осуществлением, семейно-родовым единением, способностью испытывать счастье самореализации, а Чернышевского – антонимичными характеристиками (разъединения, личностной ограниченности и несвободы, неспособности к реализации своих идей). Заключение. Проведенный анализ позволяет утверждать, что социокультурный код является значимым средством раскрытия идейно-тематического своеобразия романа «Дар». Социокультурное пространство детства показано как определяющее всю последующую жизнь человека. Социокультурная семантика детства представителей двух типов интеллигентов (дворянской и разночинной) помогает Набокову оформить свою историософскую концепцию недальновидности выбора пути России, пошедшей за «спасителем новым» – Чернышевским. Набоков оспаривает представление об аристократах как об оторванных от реальной жизни «барчуках». Он противопоставляет «близорукость» материалиста-разночинца Чернышевского, не знающего ни жизни, ни искусства, ни родной природы, всесторонней просвещенности и приспособленности к жизни в самых разных условиях аристократов Годуновых-Чердынцевых (деда Кирилла Ильича и Фёдора в эмиграции, отца – в экспедициях).
Ключевые слова: Набоков, «Дар», литература русского зарубежья, социокультурное пространство, детство
Библиография:
1. Большая психологическая энциклопедия. URL: https://psychology.academic.ru/550 (дата обращения: 05.01.2020).
2. Арзамасцева И. Г. Художественная концепция детства в русской литературе 1900–1930-х годов: автореф. ... д-ра филол. наук. М., 2006. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003313206.pdf (дата обращения: 05.01.2020).
3. Бобина Т. О. Мотив детства как «потерянного рая» в автобиографической прозе русского зарубежья // Вестник Челябинской гос. академии культуры и искусств. 2011. № 1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/14882350 (дата обращения: 05.01.2020).
4. Olney J. Memory and Narrative: The Weave of Life Writing. Chicago: The University of Chicago Press, 1998.
5. Морженкова Н. В. Модернистская автобиография: жанровые трансформации // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernistskaya-avtobiografiya-zhanrovye-transformatsii-1 (дата обращения: 13.01.2020).
6. Набоков В. В. Дар: роман // Собрание соч.: в 3 т. М.: Правда, 1990. Т. 3. С. 5–330.
7. Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998. 824 с.
8. Фарино Е. Введение в литературоведение: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 639 c.
9. Морженкова Н. В. Модернистская автобиография: жанровые трансформации // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernistskaya-avtobiografiya-zhanrovye-transformatsii-1 (дата обращения: 13.01.2020).
10. Ерофеев В. В поисках потерянного рая (Русский метароман В. Набокова) // Вопросы литературы. 1988. № 10. С. 125–160.
11. Погребная Я. В. Локализация мира детства в космосе В. Набокова // Известия Уральского гос. ун-та. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2006. № 47. Вып. 12. С. 250–260.
12. Морозов Д. В. Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920–1930 годов: автореф. дис. … канд. филол. наук. Кострома: КГУ, 2007. 27 c.
13. Мишина Г. В., Насырова А. Ю. Мотив потерянного рая-детства в произведениях В. Набокова // Художественный текст: проблемы чтения и понимания в современном обществе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. Э. А. Радь. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», 2018. С. 143–145.
14. Аверин Б. Гений тотального воспоминания. О прозе Набокова // Звезда. 1999. № 4. URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/1999/4/genij-totalnogo-vospominaniya-o-proze-nabokova.html (дата обращения: 05.01.2020).
15. Суханов В. А. Детское сознание и экзистенция в романах В. Набокова «Защита Лужина» и Ю. Трифонова «Исчезновение», «Время и место» // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог / ред. Т. Л. Рыбальченко. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. С. 95.
16. Долгова Н. В. Социокультурные стереотипы в творчестве В. В. Набокова // Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина: Вековая история как фундамент дальнейшего развития (100-летнему юбилею РГУ имени С. А. Есенина посвящается): материалы научно-практ. конф. / отв. ред. М. Н. Махмудов. Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2015. С. 724–730.
17. Виноградова О. В., Балановский Р. М. Социальные ритуалы и проблема ассимиляции в романе В. Набокова «Пнин» // CCS&ES. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-ritualy-i-problema-assimilyatsii-v-romane-v-nabokovapnin (дата обращения: 15.01.2020).
18. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М.: Независимая газета, 1999. С. 330.
19. Липовецкий М. Эпилог русского модернизма (художественная философия творчества в «Даре» Набокова) // Вопросы литературы. 1994. Вып. III. С. 72–95.
20. Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова // Набоков В. В.: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1997. Т. 1.С. 491–513.
21. Старк В. А. С. Пушкин и творчество В. Набокова: дис. в форме научного доклада … д-ра филол. наук. СПб., 2000. 41 с. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2000/Stark_V_P_2000.pdf (дата обращения: 14.05. 2019).
22. Фатеева Н. А. Пушкин и «Дар» В. Набокова // Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. М.: Ком Книга, 2000. С. 246–259.
23. Долинин А. Набоков, Достоевский и достоевщина // Старое литературное обозрение. 2001. № 1 (277). URL: http://magazines.russ.ru/slo/2001/1/dol.html (дата обращения: 04.05.2019).
24. Семенова Н. В. «Даль свободного романа» у В. Набокова: цитата и структурирование текста // Набоковский сборник: Искусство как прием. Калининград, 2001. С. 40–52.
25. Бессонова А. С. «Истина Пушкина» в творческом сознании В. В. Набокова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Коломна: Коломенский гос. пед. институт, 2003. URL: http://cheloveknauka.com/istina-pushkina-v-tvorcheskom-soznanii-v-v-nabokova (дата обращения: 14.05. 2019).
26. Шадурский В. В. Интертекст русской классики в прозе Владимира Набокова. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 95 с.
27. Черемисина-Харрер И. А. Пушкинский мир в романе Владимира Набокова «Дар» // Вест. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pushkinskiy-mir-v-romane-vladimira-nabokova-dar (дата обращения: 15.02.2020).
28. Набоков В. Предисловие к английскому переводу романа «Дар» («The Gift») // В. Набоков: PRO ET CONTRA. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. С. 49–52.
29. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 53.
30. Сорокин П. А. Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии (главы из книги) (перевод). Sorokin P. A. Society, culture and personality: their structure and dynamics. A system of general sociology. N. Y.: Harper & Bros, 1947. Р. 359–364 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2010-03-022-sorokin-p-a-obschestvo-kultura-i-lichnost-ih-struktura-i-dinamika-sistema-obschey-sotsiologii-glavy-izknigi-perevod-sorokin-p-a (дата обращения: 19.01.2020).
31. Замятин Д. Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 50 c.
32. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. 352 c.
33. Давыдов С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. СПб., 2004.
34. Колотнева Л. И. Герой, автор, текст в романистике В. Набокова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2006.
35. Беляева И. С. Свой другой: автор и герой в «Даре» В. Набокова (на материале первых эпизодов романа) // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия: Филология. 2013. № 3. С. 13–18.
36. Злочевская А. В. Роман Владимира Набокова «Дар»: загадка авторства и парадоксы наррации // Филологические науки. Научные доклады Высшей школы. 2014. № 4. С. 64–77.
37. Осьмухина О. Ю. Набоков vs Чернышевский: специфика осмысления «другого» в «Даре» В. В. Набокова // ART LOGOS. 2018. № 2 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nabokov-vs-chernyshevskiy-spetsifika-osmysleniya-drugogo-v-dare-v-vnabokova (дата обращения: 16.01.2020).
38. Полева Е. А. Концепция истории в романе В. Набокова «Дар» // Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 7. Версии истории в русской литературе ХХ века. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2005. С. 57–74.
39. Морозов Ю. Джон Бойд Данлоп. Изобретатель колеса // AG. 2009. № 1–2 (55–56). URL: http://ag25.ru/tuning/189/ (дата обращения: 12.01.2019).
40. Набоков В. В. Предисловие к английскому переводу рассказа «Круг» («The Circle») // В. В. Набоков: pro et contra. СПб: РХГИ, 1997. С. 105–106.
41. Купер Дж. Энциклопедия символов. URL: https://bookree.org/reader?file=597378&pg=319 (дата обращения 12.07.2019).
42. Тихомиров Ю. В. Ф. К. Сан-Галли – фабрикант и изобретатель // Предпринимательство и предприниматели России: от истоков до нач. ХХ в. М., 1997. С. 329–341.
43. Каширова А. О., Полева Е. А. Организация смыслового чтения рассказа В. Набокова «Нежить» во внеурочной работе по литературе // Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+ XXII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», 16–20 апреля 2018 г. Т. II: Филология. Ч. 1: Русский язык и литература. Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. С. 32 – 38.
44. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: Искусство-СПБ, 2006.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Страницы: 30 — 44
Скачиваний: 812