ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (НА МАТЕРИАЛЕ «ДНЕВНИКА ПИСАТЕЛЯ» И ЭГО-ДОКУМЕНТОВ 1863–1880 ГГ.)
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-3-22-29
Введение. Феноменологический дискурс в литературоведении связан с методологической установкой на восприятие литературного произведения как феномена авторской действительности и события в восприятии читателя. За счет такой диалогической двуориентированности литературный текст перестает осмысляться как замкнутый объект, выходя на уровень экзистенциальной коммуникации автора и читателя с основой на ценностную событийность. Что позволяет говорить о возможности раскрытия воспринимающего сознания через диалогический поиск своего и чужого слова. Материал и методы. В исследовании используются аналитико-описательный, аксиологический методы и феноменологический подход. В качестве материала для исследования выступают глава «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского «Одна из современных фальшей» (1873), эго-документы: записные книжки 1863–1864 гг., письма к А. Г. Ковнеру (1877), Н. П. Петерсону (1878) и Е. Ф. Юнге (1880). Результаты и обсуждение. В рамках аксиологического анализа текста в качестве ресурса была выделена категория «позиция автора» как «эстетический коэффициент» вектора ценностной ориентации литературного произведения. «Позиция автора» осмысляется через диалогическое начало, выведенное М. М. Бахтиным как первоопределяющее в полифоническом строе произведений Ф. М. Достоевского. Диалог у писателя понятие всеохватное, не имеющее ни временных, ни пространственных границ. Это нашло непосредственное отражение в идее, жанре и композиции «Дневника писателя». Другодоменантность, основанная на сопряжении сознаний Я и Другого, характеризуется позиционно-ценностной вариативностью. Экзистенциальное сознание писателя проявляется в слове, имеющем диалогическую ориентацию. Диалог является атрибутивной характеристикой экзистенциального сознания. Личностное Я проявляет себя как объект и субъект через ситуацию анализа процесса самопознания. Заключение. Процесс открытия читателем не просто духовно-нравственных основ личности автора, но самой ситуации их формирования является важным в ситуации ценностной ориентации молодого поколения. Через диалог с сознанием воспринимающего субъекта Достоевский открывает для читателя путь к обретению своего Я (как Я-автора, так и Я-читателя).
Ключевые слова: диалог, автор, ценностный анализ, Другой, экзистенциальное сознание, Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя»
Библиография:
1. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 112–123.
2. Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции / пер. с нем. А. К. Судакова. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2012. 448 с.
3. Сартр Ж.-П. Что такое литература? / пер. с фр. Н. И. Полторацкой. Минск: Попурри, 1999. 448 с.
4. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Изд-во Русские словари, Языки славянской культуры, 2003.
5. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.
6. Пацьорка Е. И., Кошечко А. Н. Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой: опыт сопоставительного анализа педагогических идей // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2019. Вып. 6 (203). С. 28–37. DOI 10.23951/1609-624X-2019-6-28-37
7. Александров М. А. Федор Михайлович Достоевский в воспоминаниях типографского наборщика в 1872–1881 годах // Достоевский Ф. М. в воспоминаниях современников: в 2 т. М.: Худ. лит., 1990. Т. 2. С. 251–325.
8. Казаков А. А. Ценностная архитектоника произведений Ф. М. Достоевского. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2012. 254 с.
9. Достоевский Ф. М. Записные книжки и тетради 1860–1881 гг. // Литературное наследие. Т. 83: Неизданный Достоевский. М.: Наука, 1971. 727 с.
10. Кошечко А. Н. Достоевский и апостасия: к вопросу об атрибутивных характеристиках экзистенциального сознания // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). С. 23–31.
11. Кошечко А. Н. Формы экзистенциального сознания в творчестве Ф. М. Достоевского (к постановке проблемы) // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 7 (109). С. 192–199.
12. Габдуллина В. И. «Блудный сын» как модель поведения: евангельский мотив в контексте биографии и творчества Ф. М. Достоевского // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 6 (50). С. 16–22.
13. Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на страницах столетий. М.: Флинта: Наука, 2002. 302 с.
14. Луначарский А. В. О «многоголосности» Достоевского (по поводу книги М. М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского») // Воспоминания и исследования о творчестве Ф. М. Достоевского. Книга четвертая. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. С. 21–62.
15. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2009. 336 с.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Страницы: 22 — 29
Скачиваний: 732