ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ VS МНОГОМЕРНОСТЬ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-2-117-123
Введение. Актуализированы современные требования к профессиональной педагогической деятельности, описаны ведущие функции образовательной системы и проанализированы нормативные регламенты к использованию понятий «компетенция» и «компетентность». Материал и методы. Материалом исследования выступили теоретические и эмпирические наблюдения по проблеме формирования будущих педагогов. Анализ актуальных научных источников позволил выявить ведущие идеи и проанализировать их с учетом современной практики профессионального педагогического образования. Результаты и обсуждение. Профессиональное педагогическое образование, ориентированное на формирование профессиональных компетентностей, находится в состоянии развития при удержании традиций отечественного образования как социальной практики и социального института. Совокупность проанализированных подходов к определению понятия профессиональной педагогической компетентности ряда ученых (Т. Г. Браже, А. В. Хуторской, С. Н. Чистякова и др.) позволила актуализировать современные требования к педагогу. В данном контексте были проанализированы несколько аналитических и форсайтных исследований с целью выделения ведущих тенденций развития системы профессиональной подготовки будущих учителей. С позиции пролонгированных требований к профессиональной педагогической деятельности описаны принципы междисциплинарности и феноменологическое видение понятия педагогической многомерности, учет которых может способствовать качественной подготовке будущего педагога. Заключение. Совокупность требований, предъявляемых к современному педагогу, требует и широкого знания собственно предметной области профессиональной деятельности, достаточных знаний в смежных областях знаний и обладания компетенциями, которые позволят оставаться пролонгированно востребованными в профессиональном плане, возможны при рациональном сочетании как междисциплинарных принципов организации образовательного процесса, так и принципов формирования личности как многомерного профессионала.
Ключевые слова: профессиональное педагогическое образование, профессиональные компетентности, компетенции, междисциплинарность, многомерность
Библиография:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 10.10.2019).
2. Браже Т. Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление / под ред. Онушкина В. Г. // Тезисы к семинару 25–29 июля 1990 г. М: НИИОВ, 1990. С. 39–62.
3. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Электронный журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm (дата обращения: 21.11.2019).
4. Чистякова С. Н. Педагогические компетенции и их роль в обеспечении качества образования. URL: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/Nauchnye_shkoli/Chistyakova/ (дата обращения: 10.10.2019).
5. Балакирева Е. И., Малышева А. В., Коновалова Е. Ю. Профессиональная компетентность: сущностные характеристики и условия развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17). С. 154–158.
6. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе / пер. с англ. М., 2005.
7. Копытова Н. Е. Многомерная профессиональная деятельность преподавателя вуза: от функций к компетенциям // Вестник Томского гос. ун-та. 2012. Вып. 10 (114). С. 103–112.
8. Форсайт образования 2035. Стратегические ориентиры: взгляд в будущее образования в 2035 г. URL: http://changelab.tilda.ws/2035 (дата обращения: 05.11.2019).
9. Атлас новых профессий. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 10.10.2019).
10. Общероссийский классификатор профессий и должностей ОКПДТР 2019. URL: http://www.ksoft.ru/okpdtr.htm (дата обращения: 15.10.2019).
11. Капустин Б. Междисциплинарность открывает путь к новому состоянию знания // Коммерсант. Наука. № 5 от 28.07.2017. С. 43. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3367606 (дата обращения: 23.12.2019).
12. Литвинова Т. Н., Ечка Е. М. Междисциплинарный подход в науке и образовании // Глобализационные процессы в условиях современности: профессиональный взгляд: межвузовский сб. науч. тр. Волгоград, 2015. С. 32–35.
13. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.
14. Бордовский Г. А. Новые возможности, связанные с профессиональной многомерностью // Профессиональная многомерность. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с. С. 3–6.
15. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции // Филология и культура. 2015. №2 (40). С. 326–330.
16. Маркова Н. Г. Многомерность в профессиональной деятельности преподавателя в поликультурном образовательном пространстве вуза // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сб. материалов V Всерос. интернет-конф. с междунар. участием. М., 2017. С. 169–174.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Страницы: 117 — 123
Скачиваний: 869