ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-48-55
Введение. Дополнительное образование обладает высоким потенциалом влияния на музыкально-творческое развитие детей. Одной из интегративных форм образовательной деятельности является школьный театр, в рамках которого актуализируются разносторонние творческие способности обучающихся: музыкальные (вокальные, инструментальные), танцевальные, пластические, актерские, словесно-драматические и др. Цель – рассмотреть теоретико-методические основания развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности, осуществляемой в условиях дополнительного образования. Материал и методы. Для выявления состояния проблемы музыкально-творческого развития детей в условиях дополнительного образования и ее решения использовался метод анализа психолого-педагогической и методической литературы, позволивший разработать творческие задания для участников музыкально-театрального кружка. Результаты и обсуждение. В ходе исследования уточнены содержательные и структурные компоненты понятия «музыкально-творческие способности», включающие в себя общемузыкальные, специальные музыкальные (познавательные, исполнительские, творческие) и индивидуально-творческие способности детей (эмпатийность, артистизм, эмоциональность, образный характер мышления и др.). Подчеркивается, что музыкально-творческие способности – это комплекс личностных особенностей (мотивационной, эмоциональной, волевой, интеллектуальной и креативно-творческой сфер) и специальных способностей, необходимых для занятий искусством музыки. Методические рекомендации для педагогов описывают поэтапную организацию занятий в школьном театре (мотивационный, содержательный и процессуальный компоненты), наиболее эффективные методы музыкально-творческого развития обучающихся, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, а также согласуясь с синтетической природой музыкально-театрального жанра и коллективной формой сотворчества педагога и учащихся. Заключение. Развитие музыкально-творческих способностей у учащихся начальных классов средствами школьного театра зависит от организации учебного процесса, основанной на комплексном применении творческих заданий, направленных на формирование отдельно каждой структурной составляющей данных способностей, а также на их синтез. Эффективной формой проведения занятий в школьном театре в условиях дополнительного образования детей являются репетиции музыкально-театрализованных представлений, в ходе которых происходит не только музыкально-творческое, но и общекультурное развитие личности обучающихся, становление коллектива единомышленников.
Ключевые слова: школьный театр, музыкально-творческие способности, музыкально-театральные представления, дополнительное образование
Библиография:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» // Официальный сайт Правительства России. URL: static.government.ru›media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 26.11.2019).
2. Виндекер О. С. Дифференциальная психология (прикладные аспекты): учебно-метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 76 с.
3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 335 с.
4. Терентьева Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. 184 с.
5. Гогоберидзе А. Г., Дергунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Академия, 2005. 230 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологические очерки. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 90 с.
7. Половинко Э. Р. Педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры: дис. … канд. пед. наук. Уфа, 2014. 242 с.
8. Неясова И. А., Соколова Ю. Н. Особенности формирования опыта творческой деятельности у младших школьников в условиях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 4 (32). С. 45–51.
9. Милицина О. В. Этнокультурная направленность подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Музыка») к реализации дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 2 (30). С. 57–61.
10. Кондратьева Н. В., Ковалев В. П. Структура творческих способностей младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21736 (дата обращения: 08.11.2019).
11. Шишкина С. В. Использование техники монотипии в процессе музыкально-творческого развития учащихся // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. № 5. С. 45–47.
12. Пилипенко Л. Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 120 c.
13. Безбородова Л. А. Теория и методика музыкального образования: учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2014. 240 с.
14. Матвеева А. Н. Театр как вид искусства и его воспитательное значение в школе // Библиотека. 2004. № 8. С. 14–16.
15. Михайлова А. Л. Ребенок в мире театра: методич. пособие по воспитанию зрительской культуры. М.: Просвещение, 2001. 143 с.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 48 — 55
Скачиваний: 848