ОСВОЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ И ЭТНОМУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-33-39
Введение. Проведен анализ применения этнокультурного подхода к музыкальному образованию младших школьников как фактору социализации обучающихся, их этнической идентификации и самоопределению в многонациональном культурном пространстве. Материал и методы. В процессе работы исследовался песенный материал в стиле местной народно-певческой традиции Никольского района Пензенской области, подголоски, напевы в народном стиле, которые составляют содержание этнокультурных и этномузыкальных знаний, осваиваемых младшими школьниками в фольклорном ансамбле. Их использование позволяет спроектировать процесс формирования этнокультурных и этномузыкальных знаний как личностный интеллектуальный опыт, основанный на внутреннем принятии информации и реализующий эти знания в практических действиях. Результаты и обсуждение. Успешность формирования этнокультурных и этномузыкальных знаний младших школьников зависит от нескольких факторов: согласованности содержания музыкального репертуара специфике, формам и видам музыкально-творческой деятельности учащихся (фольклорной интерпретации, театрализации народной песни, пластическому интонированию и других); соответствия принципам наглядности, учета возрастного развития подрастающего поколения; возможности реализации принципа взаимодействия традиционных видов искусства в процессе его освоения в фольклорном ансамбле. В качестве элементов отбора музыкально-краеведческого материала актуализируется его духовно-нравственное содержание, наличие музыкально-художественных традиций, способствующих реализации права ребенка на собственную национальную художественную культуру и язык в процессе его развития и эстетического воспитания. Никольский район Пензенской области богат своими музыкальными традициями, что представляет особый музыкально-краеведческий интерес. Музыкальные традиции сохраняются благодаря культуросозидающим персоналиям, историческим и архитектурным символам, музыкально-краеведческому и фольклорному материалу края. Все это позволяет младшим школьникам быстрее и легче ориентироваться в этнокультурном наследии своего народа, нередко воплощенного в синтезе музыкальных традиций национальностей, проживающих на территории данной области. Педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала заключается в том, что обеспечивает простоту и яркость художественно-образного восприятия произведений данной направленности. Заключение. Целенаправленные, систематические занятия с детьми в фольклорном ансамбле способствуют сохранению духовно-нравственных ценностей музыкальной культуры этноса. Младшие школьники демонстрируют не только знание песенной и танцевальной культуры этносов, проживающих в Пензенской области, но и патриотические гражданские качества, актуальные для современного этапа развития общества.
Ключевые слова: этномузыкальная культура, этнокультурная направленность, этнокультурные знания, музыкальное образование, культурные традиции
Библиография:
1. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования. М.: ВЛАДОС, 2002. 232 с.
2. Кобозева И. С., Чинякова Н. И. Традиционная музыкальная культура как способ вхождения в культуру своего народа // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2015. С. 331–334.
3. Карпушина Л. П. Теория, история и практика реализации этнокультурного подхода к общему музыкальному образованию. Саранск, 2011. 179 с.
4. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов. М.: ВЛАДОС, 2008. 463 с.
5. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. № 3. С. 35–42.
6. Кряклина Т. Ф. Использование этнопедагогических знаний в российской системе школьного образования (опыт экспериментальной работы в малокомплектной школе с. Иванкино Томской области) // Педагогика и просвещение. 2018. № 2. С. 68–77. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24991
7. Тард Г. Законы подражания. М.: Академический проект, 2011. 302 с.
8. Часовских Е. И. Организация вокальной работы в детском фольклорном коллективе // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сб. ст. по материалам X Междунар. науч.-практ. конф., 7 февр. 2014 г. / Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова. Тамбов, 2014. С. 384–391.
9. Гаврилова Л. Г. Организационно-воспитательные и методические основы работы в детском фольклорном коллективе // Практико-ориентированная направленность народно-певческого образования: сб. материалов Всерос. науч.-метод. семинара, 6 дек. 2016 г. / отв. за вып. О. Я. Жирова, О. В. Логвинова. Белгород, 2017. С. 98–102.
10. Молоствова И. Е. Художественная интерпретация музыки как гуманитарная образовательная технология // Интеграция образования. 2012. № 4 (69). С. 79–83.
11. Шишкина С. В. Оптимальное сценическое самочувствие студента-бакалавра как профессиональное и индивидуально-личностное качество будущего учителя музыки // Гуманитарные науки и образование: науч. журн. 2016. № 1 (25). С. 84–89.
12. Милицина О. В. Этнокультурная направленность подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Музыка») к реализации дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 2 (30). С. 57–61.
13. Трофимова Е. Д. Этномузыкальная культура младших школьников // Педагогика и современность. 2016. № 2 (22). С. 55–59.
14. Санина М. К. Развитие этнокультурных знаний подростков в условиях мультикультурного общества // Гуманитарные исследования. Астрахань, 2009. № 2 (30). С. 236–240.
15. Величко Ю. В. Музыкально-краеведческая деятельность в подготовке педагогов к реализации дополнительного образования детей // Подготовка кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона / под ред. Л. П. Карпушиной, Т. А. Козловой. Саранск, 2018. С. 182–183.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 33 — 39
Скачиваний: 701