АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ «STEP BY STEP» В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-16-23
Введение. Исследуется актуальная проблема развития международной образовательной программы «Step by Step». Проведенный анализ социологических, психологических, педагогических, методических работ известных отечественных и зарубежных ученых и практиков позволил рассмотреть историко-педагогические аспекты проблемы развития данной программы как за рубежом, так в России и Казахстане. Материал и методы. Исследование проводилось на основе использования теоретических и эмпирических методов, основным из которых был анализ взаимодействия участников образовательного процесса, а материалом исследования послужили уроки естественно-математического цикла в начальной школе. Данная работа проводилась в три этапа. Первый этап заключался в определении основных теоретико-методологических положений для постановки проблемы, проанализирована степень ее изученности, определены общие положения. Второй этап состоял в выявлении особенностей применения «Step by Step» в классно-урочной модели начальной школы. Третий этап заключался в анализе результативности обучения детей с применением технологии «Step by Step». Результаты и обсуждение. Проведенный сравнительный анализ позволил рассмотреть историко-педагогические аспекты проблемы развития данной программы за рубежом, в России и Казахстане, а также обосновать правомерность употребления термина технология применительно к «Step by Step». Представленный анализ понятий «технология», «образовательная технология», «педагогическая технология» доказывает возможность употребления термина «технология» относительно «Step by Step». Большое внимание уделяется проблеме социальной компетентности современного ученика начальной школы и ее развитию в условиях начальной школы. Заключение. Историко-педагогический анализ развития «Step by Step» позволяет понять суть и основную идею данной технологии. Цель образовательного процесса заключается в развитии личности ребенка, ее индивидуальности, неповторимости на основе убеждения и веры, с учетом особенностей собственной «внутренней модели мира», структуры его субъективного опыта, где субъектные отношения построены на принципах индивидуализации сотрудничества, партнерства и свободы выбора деятельности. Применение технологии «Step by Step» повышает ценность обучения за счет принципиально нового демократичного подхода, соответствующего нормам сегодняшнего дня и содействующего динамичному сотрудничеству всех сторон образовательного процесса, во время которого происходит и совершенствование отдельно взятого индивида.
Ключевые слова: технология, международная программа, сравнительный анализ, «Step by Step», начальная школа
Библиография:
1. Hemmeter M. L., Snyder P., Kinder K., Artman K. Impact of performance feedback delivered via electronic mail on pre-school teachers’ use of descriptive praise // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26, is. 1. P. 96–109.
2. Хансен К. А., Кауфманн Р. К., Уолш К. Б. Организация программы, ориентированной на ребенка: программа «Сообщество» – первая часть учебно-методического комплекта «Сообщество» / предисл. П. А. Коглин. М.: Гендальф, 2001. 276 с.
3. Skibbe L. E., Connor C., Morrison F. J., Jewkes A. M. Schooling effects on preschoolers’ self-regulation, early literacy, and language growth // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26, is. 1. P. 42–49.
4. Trawick-Smith J., Dziurgot T. ‘Good-fit’ teacher-child play interactions and the subse-quent autonomous play of preschool children // Early Childhood Research Quarterly. 2011. Vol. 26, is. 1. P. 110–123.
5. Экспериментальная оценка МОТ «Step by Step» в Казахстане и России // Отчет независимых экспертов. Алматы: Соросовский образоват. центр «Step by Step», 2004. С. 3–24.
6. Стандарты программы «Step by Step» и Стандарты для педагогов. Будапешт, 2002. 86 с.
7. Новый словарь иностранных слов. М.: Азбуковник, 2003. 148 с.
8. Глоссарий современного образования / под ред. В. И. Астаховой, А. Л. Сидоренко. Харьков: ОКО, 1998. 272 с.
9. Чошанов М. А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 160 с.
10. Количенко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАПО, 2000. 368 с.
11. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987.
12. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии в школе. Волгоград: Учитель, 2007. С. 15.
13. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. 2-е изд., доп. и перераб. Мн.: Народная асвета, 1975. С. 208.
14. Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. 2004. № 3. С. 28.
15. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. С. 27.
16. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
17. Волков И. П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения. М.: Просвещение, 1990.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 16 — 23
Скачиваний: 736