АГИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (НА МАТЕРИАЛЕ «ЖИТИЯ ВЕЛИКОГО ГРЕШНИКА», РОМАНА «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»): К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-9-128-135
Введение. Исследуется агиографическая традиция в «Житии Великого грешника» и в романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. Осмысление творчества писателя в аспекте его генезиса, эволюции и трансформации особое значение уделяется религиозно-философскому содержанию его романистики. Обращение писателя к произведениям древнерусской словесности в вопросе изучения религиозно-философского содержания творчества. Житийные тексты служат для писателя образцом духовных ценностей. Можно отметить наличие определенного интереса к агиографической традиции в романах Ф. М. Достоевского, однако до сих пор это направление не было представлено комплексным анализом в литературоведении. Материал и методы. Материалом исследования служат художественные, публицистические тексты и эгодокументы Ф. М. Достоевского. В работе используются культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, структурно-типологический, биографический методы, а также метод концептуального анализа с использованием аксиологического подхода. Результаты и обсуждение. В центре внимания исследователей оказываются вопросы о воплощении житийной традиции в исследуемых произведениях на уровне структуры и идейных замыслов, однако, как правило, направлены на работу внутри художественных текстов и демонстрируют рецептивный литературоведческий обзор заявленной проблематики или же имеют интерпретацию христианских мотивов и образов. Заключение. Целостное исследование агиографической традиции в творчестве Ф. М. Достоевского на материале романа «Братья Карамазовы» и «Жития Великого грешника» может быть осуществлено при применении комплекса подходов в изучении: исторического, культурологического, биографического, также необходимым является применение аксиологического подхода в анализе художественных текстов писателя, в публицистике, эго-документах самого Достоевского, так и его близкого круга. Следует выстроить соответствующую структуру исследуемых материалов с обоснованием их привлечения. В данном направлении изучение авторской идеологии, понимание мировоззренческой позиции автора и особенностей его сознания, а также исследование среды исторической действительности и ее влияние на писателя, что позволит привнести новые понимания в проблеме исследования агиографической традиции в литературоведческом анализе.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, роман «Братья Карамазовы», «Житие Великого грешника», агиография, житие, православие, русская культура, нравственность, духовность, святость, ценности, аксиологический подход
Библиография:
1. Кошечко А. Н. Формы экзистенциального сознания в творчестве Ф. М. Достоевского: дис. ... д-ра филол. наук. Томск, 2014. 312 с.
2. Лихачев Д. С. Избранное: Великое наследие; Заметки о русском. СПб.: Logos, 1998. 559 с.
3. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Наука, 1989. 512 с.
4. Яхонтов И. В. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. 377 с.
5. Адрианова-Перетц В. П., Еремин И. П. Жития (в русской литературе XI – начала XIII века) // История русской литературы: в 10 т. / АН СССР. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941–1956. Т. I. Литература XI – начала XIII века. 1941. С. 315–346.
6. Дмитриев Л. А., Лихачев Д. С., Лурье Я. С. и др. История русской литературы X–XVII вв.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и литература» / под ред. Д. С. Лихачева. М.: Просвещение, 1979. 462 с.
7. Еремин И. П. Литература Древней Руси (этюды и характеристики). М.; Л., 1966. 266 с.
8. Ужанков А. Н. О проблемах периодизации и специфике развития русской литературы XI – первой трети XVIII в. Калининград, РГУ им. И. Канта, 2007. 257 с.
9. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Первый век христианства на Руси. Т. 1. М.: Гнозис, 1995. 875 с.
10. Грекова И. В. Эволюция агиографического жанра в функционально-стилистическом аспекте: дис. … канд. филол. наук. Бийск, 2014. 217 с.
11. Рогожникова Т. М. Психолингвистические проблемы функционирования полисемантичного слова: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Уфа, 2000. 42 с.
12. Бердяев Н. А. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008. 320 с.
13. Николаева Е. В. Агиографические традиции в русской литературе второй половины XIX в. Издательский совет Русской православной церкви URL: http://theophanica.ru/traditions_in_russian_hagiographic_literature_of_the_second_half_of_xix_century.php (дата обращения: 10.05.2019).
14. Растягаев А. В. Агиографическая традиция в русской литературе XVIII в.: проблема генезиса и жанровой трансформации. Самара, 2007. 410 с.
15. Мочульский К. В. Достоевский: жизнь и творчество. Paris: YMCA-Press, 1980. 561 с.
16. Тихомиров Б. Н. Житие великого грешника // Достоевский: сочинения, письма, документы: словарь-справочник. СПб., 2008. С. 291–298.
17. Натарзан Е. В. Житийные мотивы в творчестве Достоевского: дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2000. 190 с.
18. Сайченко В. В. «Житие Великого грешника» – трансформация замысла, жанровое своеобразие, роль в творческой эволюции Ф. М. Достоевского: дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2002. 223 с.
19. Ланцов А. «Будут все как дети божии…»: традиции житийной литературы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб.: Алетейя, 2012. 64 с.
20. Ветловская В. Е. Поэтика «Братьев Карамазовых». Л., 1972. 198 с.
21. Кусков В. В. Мотивы древнерусской литературы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Вестн. МГУ. Серия 10: Филология. 1974. Вып. 5. С. 22–28.
22. Пономарева Г. Б. «Житие великого грешника» Достоевского (структура и жанр) // Исследования по поэтике и стилистике / ИРЛИ. Л., 1972. С. 66–86.
23. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения / под ред. Т. А. Касаткиной; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. М.: Наука, 2007. 835 с.
24. Исупов К. Г. Метафизика Достоевского. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 208 с.
25. Иустин (Попович) преподобный. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Мн.: Издатель Д. В. Харченко, 2007. 312 с.
26. Волкова Е. А. Религиозные и исторические воззрения Ф. М. Достоевского. Воронеж: VG, 2017. 330 с.
27. Сыромятников О. И. Поэтика русской идеи в «Великом Пятикнижии» Ф. М. Достоевского. СПб.: Маматов, 2014. 368 с.
28. Дорофеева Л. Г. Проблема изучения русской агиографии // Слово.ру: балтийский акцент. 2017. Т. 8, № 1. С. 11–23.
29. Лепахин В. В. Иконичная агиография. URL: https://www.portal-slovo.ru/art/35902.php (дата обращения: 10.05.2019).
30. Ужанков А. Н. О специфике развития русской литературы XI – первой трети XVIII века: стадии и формации. М.: Языки славянской культуры, 2009. 264 с.
31. Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. 406 с.
32. Кошечко А. Н. Экзистенциальная судьба Ф. М. Достоевского: способы отражения в слове / под ред. д-ра филол. наук, проф. А. С. Янушкевича. Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. 160 с.
33. Кошечко А. Н. Достоевский и апостасия: к воспросу об атрибутивных характеристиках экзистенциального сознания // Вест. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). С. 23–31.
34. Кошечко А. Н. «Мир с Богом» и «мир без Бога»: религиозный и атеистический типы духовности в экзистенциальной аксиологии романа Ф. М. Достоевского «Бесы» // Сибирский филол. журн. 2014. Вып. 3. С. 94–104.
Выпуск: 9, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Страницы: 128 — 135
Скачиваний: 1034