СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-92-97
Введение. Реализация компетентностного подхода в системе современного высшего профессионального образования требует правильного отбора содержания обучения, направленного на формирование необходимых компетенций. Материал и методы. Материалом исследования послужило содержание образовательных программ курсантов вузов МВД. Их использование позволило выявить и описать содержание образования курсантов вузов МВД России с целью формирования и развития их общекультурной компетентности. Результаты и обсуждение. Общекультурная компетентность курсантов вузов МВД России рассматривается в качестве основополагающей компетентности их будущей профессиональной деятельности. Грамотный отбор содержательной стороны обучения курсантов с целью формирования их общекультурных компетенций следует производить на основе определенных принципов и критериев. Содержательный блок формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России представлен тремя структурными компонентами: философско-педагогическим, социально-психологическим, мотивацией и самоактуализацией курсантов в овладении общекультурными компетенциями. Формированию данных структурных компонентов способствуют предусмотренные учебным планом дисциплины, а также разработанный авторами спецкурс «Общекультурная компетентность курсантов вузов МВД России как педагогическая задача». Заключение. Таким образом, правильно отобранный содержательный блок формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России в свете реализации компетентностного подхода сможет обеспечить формирование закрепленных 12 общекультурных компетенций, закрепленных в ФГОС высшего образования по рассматриваемым нами специальностям. При этом особое значение имеет грамотное процессуальное развертывание содержания обучения в учебном процессе курсантов вузов МВД России на основе адекватных методов и технологий обучения.
Ключевые слова: общекультурная компетентность, курсант вуза МВД России, сотрудник органов внутренних дел, компетентностный подход, содержание обучения, философско-педагогические основы, социальнопсихологические основы, мотивация, самоактуализация
Библиография:
1. Кононенко Б. И. Гуманизм и культура // Социология власти. 2008. № 6. С. 22–35.
2. Демидов А. В. Законность и правопорядок как теоретико-правовые категории // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 3 (69). С. 213–215.
3. Николаева И. И. Особенности формирования духовно-нравственной культуры студента в поликультурной образовательной среде // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. № 12 (189). С. 17–24. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-17-24
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2016 № 1614 // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 29.10.2018).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 16.11.2016 № 1424 // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 29.10.2018).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза (уровень специалитета)», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2016 № 1342 // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 29.10.2018).
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» от 23.05.2015 № 497 // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 29.10.2018).
8. Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 28.09.2018) // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 29.10.2018).
9. Акмаева Р. И. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестн. Астраханского гос. техн. ун-та. 2010. № 1. С. 123–128.
10. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994. 165 с.
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Страницы: 92 — 97
Скачиваний: 684