МОТИВЫ УЧАСТИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ОБСУЖДЕНИИ ДОКУМЕНТОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-111-118
Введение. Актуальность исследования определяется ситуацией в системе образования, когда активное участие членов профессионального педагогического сообщества в обсуждении документов сферы образования на специальных интернет-порталах стало яркой позитивной тенденцией последних лет. В исследовании была поставлена цель – изучить мотивы пользователей Интернета, принимающих участие в таких обсуждениях. Материал и методы. На портале edu.crowdexpert.ru были размещены 17 государственных документов, в обсуждении которых приняли участие 99 027 человек. Мотивация участия, а также другие характеристики выборки изучались с помощью специально разработанной анкеты, на вопросы которой ответили 362 респондента. Результаты и обсуждение. Оказалось, что не только для педагогов и администраций образовательных организаций, но и для других сотрудников школ и просто активных и интересующихся вопросами образования граждан России характерно желание принять активное участие в обсуждении документов, регламентирующих образовательную деятельность страны. В результате анализа анкет было обнаружено, что основными мотивами участия в общественном обсуждении документов сферы образования выступили (в порядке убывания значимости): личная заинтересованность в обсуждаемой проблеме, стремление к профессиональному росту и развитию, желание приобрести полезный опыт обсуждения общественно значимых проблем, желание повысить профессиональный статус, стремление получить интеллектуальное удовольствие и осуществление возможности общения с коллегами. При высоком уровне мотивации участия в обсуждении документов, регламентирующих деятельность системы образования, степень своего влияния на ситуацию многими из опрошенных оценивается достаточно низко. Заключение. Дальнейшим направлением исследований может стать изучение перспектив и точек роста интернет-ресурсов, на которых организуется обсуждение значимых документов сферы образования в рамках общественно-профессиональной экспертизы, поскольку это дает возможность реального влияния профессионального сообщества на принятие государственных решений проблем образования, общественной легитимизации этих решений, создания механизмов формирования общественного мнения и определения путей развития системы образования России.
Ключевые слова: мотивация, проблемы образования, педагоги, мотивы участия в обсуждении государственных документов, экспертиза пользователей интернет-ресурсов, профессиональное педагогическое сообщество
Библиография:
1. Baumruk R. The missing link: the role of employee engagement in business success // Workspan. 2004. Vol. 47. P. 48–52.
2. Cropanzano R., Mitchell M. S. Social exchange theory: an interdisciplinary review // Journal of Management. 2005. Vol. 31. P. 874–900.
3. Frank F. D., Finnegan R. P., Taylor C. R. The race for talent: retaining and engaging workers in the 21st century // Human Resource Planning. 2004. Vol. 27, № 3. P. 12–15.
4. Kahn W. A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work // Academy of Management Journal. 1990. Vol. 33. Р. 692–724.
5. Truss C., Soane E., Edwards C., Wisdom K., Croll A., Burnett J. Working Life: Employee Attitudes and Engagement. London: CIPD, 2006.
6. Васильев И. А. Актуальные проблемы российского образования: социологическая мозаика. Яркие эпизоды социологических исследований на образовательном поле России. LAP LAMBERT Academic Publishing: Saarbrücken, 2014. 199 c.
7. Вачкова С. Н., Крупник В. Ш. Анализ интересов и мотивов участия педагогов в обсуждении актуальных проблем образовательной политики // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26866 (дата обращения: 17.07.2019).
8. Вачкова С. Н., Чекалина А. А. Анализ вовлеченности педагогов в обсуждение проблем применения федеральных государственных образовательных стандартов через интернет-ресурсы // Вестн. Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017. Т. 14, № 4. С. 452–462.
9. Егоров И. А., Ямбург Е. Ш., Ахапкина М. Е., Волкова А. А., Катренко О. Н., Кочережко С. С., Одинцова Н. Н. Профессионально-общественные механизмы оценки квалификации педагогических работников // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 2. С. 55–63. DOI:10.17759/psyedu.2018100205
10. Вачков И. В., Вачкова С. Н., Воропаев М. В. Представления родителей о качестве образования детей в мегаполисе и их установки в отношении родительского контроля // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. C. 19–31. DOI: 10.17759/pse.2019240302
11. Романова Е. С., Абушкин Б. М., Ткаченко А. В. Родительская общественность в решении образовательной политики // Системная психология и социология. 2014. № 2 (10).
12. Реморенко И. М. Общественное обсуждение проблем образования в социальных сетях // Системная психология и социология. 2015. № 3 (15). С. 5–16.
13. Реморенко И. М., Вачкова С. Н., Баранников К. А. Модель привлечения экспертных сообществ к реализации образовательной политики – совершенствование примерной основной образовательной программы // Вестн. Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 5. С. 40–47.
14. Патаракин Е. Д., Реморенко И. М., Буров В. В., Парфёнов Р. В. Выявление ключевых участников социально-педагогических проектов // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18, № 2. С. 675–692.
15. Канысова Е. В. Эволюция понятия «мотивация» в теории и практике // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 2. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/02/15821 (дата обращения: 17.07.2019).
16. Общественная экспертиза нормативных документов в области образования. URL: https://www.preobra.ru/inform (дата обращения: 17.07.2019).
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 111 — 118
Скачиваний: 701