УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-98-104
Введение. Современные образовательные стандарты ориентируют на формирование профессиональных готов ностей и способностей, необходимых для реализации профессиональных функций и выполнение профессиональ ных задач высокого качественного уровня. Все это изменяет цели образования, подходы к построению образова тельного процесса в целом и профессионального педагогического образования в частности. Основой для качест венной подготовки специалистов дошкольного и начального образования являются профессиональные компетен ции, нацеленные на расширение возможностей решения многоаспектного спектра профессиональных задач. Цель исследования – раскрытие способов управленческой деятельности в области формирования профессио нальных компетенций у будущих педагогов дошкольного и начального образования в процессе изучения сту дентами дисциплин различных блоков (общекультурных, профессионально-педагогических, профильных). Материал и методы. На рассмотрение выносятся направления в понимании профессиональных компетен ций педагогов, этапы вузовской профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного и начального образования, возможности профильных дисциплин и специальных курсов в процессе формирования общих и узкопрофессиональных компетенций будущих специалистов дошкольных учреждений и учителей начальной школы. Описание педагогических условий и этапов управления развитием профессиональных компетенций пе дагогов преемственных ступеней образования способствует повышению качества управленческой деятельнос ти на основе компетентностного подхода. Результаты и обсуждение. В рамках исследуемой профессиональной группы будущих педагогов дошколь ного и начального образования особенно важно быть конкурентоспособными. Качество образования на первых ступенях зависит от прочности, гибкости, вариативности овладения студентами в учебной аудитории и само стоятельно общими, профессионально-педагогическими, узкопрофильными профессиональными компетенция ми. Их формированием необходимо управлять, осуществляя этот процесс в последовательности взаимосвязан ных блоков деятельности: первый блок – управление процессом мотивации студентов первых курсов на началь ном этапе формирования основ общей и профессиональной культуры. Реализация задач блока осуществляется в процессе изучения дисциплин: «Введение в специальность», «Педагогическая деятельность в структуре про фессиональных деятельностей специалистов», «Педагогика», «Психология», «Основы педагогического мастер ства», учебная практика в дошкольных образовательных организациях и начальной школе и др.; второй блок – управление процессом формирования у студентов профессиональных компетенций, обеспечивающих психоло го-педагогическую подготовку будущих педагогов дошкольного и начального образования. Осуществляется в процессе усвоения студентами общепедагогических и психологических дисциплин, дисциплин, определяющих специфику работы с детьми с особыми образовательными потребностями: «Педагогика», «Психология», «Спе циальная педагогика», «Организация обучения детей с особыми возможностями здоровья», «Организация ра боты с детьми группы риска» и др.; третий блок – управление формированием узкопрофильных компетенций, осуществляющихся под руководством выпускающих кафедр в ходе преподавания специальных дисциплин и педагогических практик в базовых для кафедры учреждениях образования («Детская психология», «Дошколь ная педагогика», «Педагогика начального образования», «Развитие и воспитание детей раннего возраста в се мье и образовательной организации», методики преподавания различных дисциплин). Одним из путей эффективного управления формированием профессиональных компетенций является орга низация самостоятельной работы студентов. Обучение этой деятельности конструктивно осуществляется в про цессе проведения спецкурса «Основы организации самостоятельной работы», цель которого состоит в форми ровании готовности обучающихся грамотно организовывать самостоятельную работу разных типов и видов в процессе вузовского обучения, рационально планировать свое время и др. Заключение. Материалы статьи могут быть использованы в практике деятельности преподавателей кафедр, осуществляющих подготовку будущих специалистов дошкольных образовательных организаций и учителей на чальной школы в системе среднего и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: управление, профессиональные компетенции, будущие педагоги дошкольного, начального образования, профессионально-педагогическое образование, самостоятельная работа студентов
Библиография:
1. Байденко В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и личность специалиста. М., 2002. С. 14–32.
2. Блинов В. И., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Новиков П. Н. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. М., 2010. Вып. 1.
3. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3−12.
5. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Эйдос. 2006. 4 мая. URL: www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm (дата обращения 15.06.2019).
6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. URL: www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 12.06.2019).
7. Зайцева Н. А., Ушанов Ю. В. Национальная система профессиональных квалификаций: организационно-методические основы создания. М.: Русайнс, 2016. 184 с.
8. Дружилов С. А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // Сибирь. Философия. Образование: альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001. Вып. 5. С. 46–56.
9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
10. Сазонова Н. П., Калтыгина Е. В., Новикова Н. В. Интерактивные формы сопровождения профессионального развития молодых специалистов дошкольного образования в современной социально-педагогической среде // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 120–123.
11. Богуцкая Т. В. Моделирование профессиональной подготовки студентов к работе с детьми с ОВЗ // Вестн. Алтайского гос. пед. ун-та. 2016. № 4 (29). С. 56–58.
12. Сазонова Н. П. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в системе высшего профессионального образования // Методика преподавания математических и естественно-научных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: материалы III Всероссийской конференции (Омск, 16 марта 2016) / отв. ред. А. А. Романова. Омск: Омская юридическая академия, 2016. С. 193–197.
13. Богуцкая Т. В. Формирование профессионально-педагогической готовности будущих учителей к социальному воспитанию школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. 2019. Т. 10, № 1. С. 267–276.
14. Богуцкая Т. В. Интерактивная коммуникация как средство социализации студентов в пространстве вуза // Современные информационные и коммуникационные технологии в глобальном мире: вызовы и возможности: сб. науч. трудов / под ред. Л. В. Савченко. Симферополь: Ариал, 2017. С. 385–388.
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 98 — 104
Скачиваний: 739