К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-39-47
Введение. Вопросы графической подготовки школьников и формирование графической культуры молодежи являются актуальными в связи с проблемой уменьшения количества часов, отводимых на изучение графических дисциплин. В этом плане представляет интерес поиск новых возможностей, а также разработка учебно-методического обеспечения для повышения качества графической подготовки учащихся в курсе средней школы. Цель исследования – выявление общего уровня графической культуры учащихся, значимости графической подготовки в курсе средней школы, а также выявление путей и методов для усиления графической подготовки школьников. Материал и методы. Материалом исследования являются данные литературных источников по вопросам графической культуры и графической подготовки обучающихся, учебный процесс в средней школе. В процессе исследования были использованы общие методы научного анализа: обобщение, сравнение, наблюдение, а так-же анкетирование, опрос и выполнение учащимися графических заданий. Результаты и обсуждение. Определено понятие графической культуры в контексте данного исследования, выявлены структурные компоненты графической культуры, этапы графической подготовки учащихся в курсе средней школы, рассмотрены пути и методы повышения качества графической подготовки, в том числе при изучении предмета «Технология». Приведены данные психолого-педагогического опроса и выполнения графических заданий школьниками. Заключение. В качестве путей решения проблемы приобретения учащимися графических знаний и умений в процессе школьного образования предлагается, во-первых, использовать структурно-логические схемы при изучении различных предметов. Во-вторых, включать графические дисциплины в курсы по выбору, элективные курсы, в дополнительное образование школьников. В-третьих, уделить особое внимание графической подготовке на уроках технологии, целенаправленно формируя у школьников знания и умения чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, а также эстетического восприятия объектов окружающего мира.
Ключевые слова: графическая культура, графическая подготовка школьников, графические дисциплины, учебно-методическое обеспечение, компьютерные технологии
Библиография:
1. Чугунова И. В. Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников: дис. … канд. пед. наук. Горно-Алтайск, 2008. 268 с.
2. Шабанова О. П., Шабанова М. Н. Модель преодоления низкого уровня графической культуры студентов и школьников // Ученые записки. 2014. № 1. С. 199–204.
3. Молочков В. П. Формирование графической культуры будущих учителей на основе использования информационных технологий обучения: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2004. 151 c.
4. Арнольдов А. И. Введение в культурологию: учеб. пособие. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. 352 с.
5. Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 408 с.
6. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина и др. М.: Советская энциклопедия, 1964. 784 с.
7. Чугунова И. В. Графическая культура как предмет научного знания // Информация и образование: границы коммуникаций. 2012. № 4. С. 146–150.
8. Смирнов С. А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. М.: Академия, 2000. 512 с.
9. Кострюков А. В. Графическая культура как средство развития образовательной деятельности студентов // Вестн. ОГУ. 2012. № 2. С. 97–102.
10. Лямина А. А. Графический язык – международный язык общения // Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону: материалы XI регион. науч.-техн. конф. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. Т. 2. 168 с.
11. Кострюков А. В. Теоретические основы и практика формирования графической культуры у студентов технических вузов в условиях модернизации высшего профессионального образования (на примере начертательной геометрии и инженерной графики): дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2004. 328 c.
12. Матвеева М. В., Стрикалова Н. В. Активизация подготовки студентов к инженерно-конструкторской деятельности. Красноярск: СибГТУ, 2013. 218 с.
13. Соколова И. Ю. Психологические основы учебно-педагогической деятельности: учеб. пособие. Томск: ТПУ, 1992. 104 с.
14. Технология: программа 5–8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. М.: Вентана-Граф, 2012. 146 с.
15. Печенкина Т. А. Компьютерные технологии на уроках технологии как средство повышения качества образовательного процесса. URL: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1549 (дата обращения: 16.02.2019).
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 39 — 47
Скачиваний: 790