РОЛЬ ТЕКСТОВ В ДИЗАЙНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. АНАЛИЗ МНЕНИЙ И КЕЙСОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-30-38
Введение. Рассматривается проблема дефицита текстовых решений, отвечающих эмоциональным запросам современных учеников, в визуальном пространстве школы. Тексты в образовательном пространстве школ – гибкий, многофункциональный инструмент, с помощью которого можно не только сделать школу более привлекательной, но и вести диалог с учениками, их семьями. Этот диалог способен формировать лояльность к правилам взаимодействия личности и общества, нормы экологического поведения и распоряжения своими ресурсами, уважение к другим людям; субъектную позицию в образовательной деятельности. Материал и методы. Материалами исследования послужили фотографии и видеозаписи элементов визуальной среды современных российских школ. В ряде случаев предметом анализа становились не только изображения, но и тексты. Основным методом, используемым в процессе исследования текстовых решений в пространстве образовательных учреждений, является качественный и количественный анализ. Предложена классификация визуальных решений, используемых в школьном пространстве (восемь типов текстов) и описан метод группового интервью как инструмента исследования школьных визуальных решений. Фиксация и атрибутирование школьных текстов проводились во взаимодействии с учениками-подростками. Результаты и обсуждение. Проведенное исследование раскрывает содержание, стилистику и авторство элементов интерьерного дизайна современной российской школы. Обосновывается возможность использования процесса создания «школьных текстов» для развития «гибких навыков» учащихся. Современная визуальная среда российской школы в значительной степени ориентирована на «консервацию» традиционного школьного уклада, обеспечивающего формализованное восприятие школы как места, где «организуется учебная деятельность», а не происходит жизнь и развитие личности человека. Заключение. Для разработки и осуществления этих решений имеет смысл объединять усилия специалистов в области дизайна, педагогики, эргономической психологии, филологии и лингвистики. Результаты исследования свидетельствуют о дефиците профессиональных дизайнерских решений в области оформления современного школьного пространства. Предлагаются способы преодоления этих дефицитов в процессе взаимодействия участников образовательного процесса.
Ключевые слова: дизайн текстов, дизайн школьного пространства, образовательная среда
Библиография:
1. Cook D. J. Learning Setting-Generalized Activity Models for Smart Spaces // IEEE Intell Syst. 2010. Vol. 27, № 1. P. 32–38. DOI: 10.1109/MIS.2010.112 (дата обращения: 10.10.2018).
2. Sless D. Learning and Visual Communication. New patterns of learning. Kent: Croom Helm, 1981. 208 p.
3. Лола Г. Н. Дизайн как коммуникативная практика // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Серия 15: Искусствоведение. 2012. № 2.
4. Fleming R. L. The art of Placemaking: Interpreting Community through Public Art and Urban Design. London: Merrell, 2007. 383 p.
5. Schneider M. Do School Facilities Affect Academic Outcomes? Washington, DC: National Clearinghouse for Educational Facilities, 2002. 24 p. URL: http://www.ncef.org/pubs/outcomes.pdf (дата обращения: 19.11.2018).
6. Раутакоура А. Финляндия – за обучающие методы будущего // Это Финляндия. 2012. URL: https://finland.fi/ru/biznes-i-innovatsii/finlyandiyaza-obuchayushhie-metody-budushhego/ (дата обращения: 20.12.2018).
7. Byers T. Comparative analysis of the impact of traditional versus innovative learning environment on student attitudes and learning outcomes // Studies in Educational Evaluation. 2018. Vol. 58. P. 167–177. DOI: 10.1016/j.stueduc.2018.07.003 (дата обращения: 17.02.2019).
8. Jamieson P., Fisher K., Gilding T., Taylor P. G., Trevitt A. C. F. Place and Space in the Design of New Learning Environments // Higher Education Research and Development. 2000. Vol. 19, № 2. P. 221–236. DOI: 10.1080/072943600445664 (дата обращения: 10.10.2018).
9. Casanova D., Napoli R., Leijon M. Which space? Whose space? An experience involving students and teachers in space design // Teaching in Higher Education. 2016. Vol. 23, № 4. P. 488–503. DOI: 10.1080/13562517.2017.1414785 (дата обращения: 11.02.2019).
10. Brooks D. C. Space and Consequences: The Impact of Different Formal Learning Spaces on Instructor and Student Behavior // Journal of Learning Spaces. 2012. Vol. 1, № 2. P. 1–10.
11. Park E. L., Choi B. K. Transformation of Classroom Spaces: Traditional versus Active Learning Classroom in Colleges // Higher Education. 2014. Vol. 68, № 5. P. 749–771. DOI:10.1007/s10734-014-9742-0 (дата обращения: 10.10.2018).
12. Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 4. C. 102–109.
13. Савинова С. В., Харунжева А. А. Подходы к определению свойств и функций визуальных коммуникаций и их классификация // Концепт. 2016. Т. 18. С. 139–146. URL: http://e-koncept.ru/2016/56217.htm (дата обращения: 19.11.2018).
14. Азбель А. А., Илюшин Л. С., Брязгина Ю. О. Методология исследования текстов, используемых в оформлении современной российской школы // Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы: сб. науч. статей по итогам III Всерос. науч.-практ. конф. 2017. С. 17–22.
15. Chen S. Y., Kuo H. Y., Hsieh T. C. New literacy practice in a facebook group: The case of a residential learning community // Computers & Education. 2019. Vol. 134. P. 119–131. DOI: 10.1016/j.compedu.2019.01.008 (дата обращения: 14.03.2019).
16. Лола Г. Н. Образование дизайнера: от технологии к методологии // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Серия 15: Искусствоведение. 2013. № 4.
17. Consalvo A. L., David A. D. Writing on the walls: Supporting 21st century thinking in the material classroom // Teacher and Teaching Education. 2016. Vol. 60. P. 54–65. DOI: 10.1016/j.tate.2016.08.005 (дата обращения: 19.11.2018).
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 30 — 38
Скачиваний: 867