ВЫЯВЛЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗА КАК ОСНОВА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-6-97-104
Введение. Рассматривается проблема обновления традиционного подхода к образному анализу на уроке литературы за счет использования современных исследований в области философии и психологии. Предложена читательская практика, где реализован семиотический подход, позволяющий выявлять трансформацию опорного образа в тексте писателя второй половины ХХ в. за счет «обратного перевода», то есть сопоставления опорного образа с античной и классической трактовкой. Главным механизмом, связывающим опорный образ с архетипом, является образный перенос. Сам феномен переноса предполагает наличие предшествующей и последующей ситуации, а также установление взаимосвязи между ними. Такая практика позволяет учащимся не только осваивать специфику образной системы конкретного произведения, но и выявлять авторское мировосприятие, влияющее на поэтику текста. Освоение поэтики рассказа В. Пьецуха «Прометейщина» происходит с помощью последовательного и многоаспектного чтения, проявляющего разные элементы архитектоники произведения, что позволяет юному читателю выстраивать систему связей между отдельными частями художественного целого. Индуктивный способ постижения смысла фокусирует внимание учащихся на связях нелинейного типа (повторах, параллелизмах), которые возникают при анализе центрального образа рассказа. При таком анализе становится возможным выявление семантических перекличек в различных частях текста и значимых для интерпретирования произведения смысловых «узлов». Обращение к историко-литературному контексту (Н. В. Гоголь «Ревизор») заставляет учащихся обращать внимание на национальную особенность русского менталитета и адекватно трактовать смысл поступков литературного героя, его отношение к людям и к жизни. Заключительная «свертка» информации о тексте В. Пьецуха происходит в интерпретационной деятельности школьников по сравнению новообраза с другими интерпретациями в современном искусстве, что способствует фиксации мировоззренческих изменений, произошедших в сознании целого поколения. Читательская практика, сочетая в себе взаимосвязь образного и логического в предъявлении материала и технологичность учебного процесса, обеспечивает учащимся определенную степень свободы философствования на уроке, а учителю гарантирует эффективность ее использования.
Ключевые слова: чтение, художественная деталь, трансформация образа, историко-литературный контекст, символизация, философичность
Библиография:
1. Лейдерман Н. Л. С веком наравне. Русская литературная классика в советскую эпоху. СПб.: Златоуст, 2005. 368 с.
2. Ланин Б. А. Современная русская литература: учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / под ред. проф. Б. А. Ланина. 2-е изд. М.: Вентана-Граф, 2007. 336 с.
3. Кенько А. А. О литературоцентризме творчества В. Пьецуха // Проблемы истории, филологии и культуры. 2012. № 3. С. 211–217.
4. Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм: очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997. 317 с.
5. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в 21 в. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
6. Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2003. №2. С. 42–49.
7. Маранцман В. Г. Цели и структура курса литературы в школе // Литература в школе. 1998. № 8. С. 91–99.
8. Соловьев Э. Ю. Экзистенциональная сотериология Мераба Мамардашвили // Мераб Константинович Мамардашвили / под ред. Н. В. Мотрошиловой. М.: РОССПЭН, 2009. С. 174–202.
9. Петровская Е. В. В сторону образа: об одном возможном применении символогии // Мераб Константинович Мамардашвили / под ред. Н. В. Мотрошиловой. М.: РОССПЭН, 2009. С. 85–98.
10. Маслова Н. В. Биоадекватная методика преподавания / отв. ред. Н. В. Куликова. М., 2008. 79 с.
11. Эпштейн М. Все эссе: в 2 т. Т. 1: В России. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 544 с.
12. Шамрей Л. В. Особенности структурирования учебного процесса на уроках моделирующего типа // Образность как принцип и способ обучения / науч. редактор Л. В. Шамрей, С. В. Тихонова. Н. Новгород: НИРО, 2015. С. 29–40.
13. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. 382 с.
14. Пьецух В. А. Прометейщина / Веселые времена. М.: Московский рабочий, 1988. С. 114–120.
15. Лотман Ю. М. О Хлестакове / В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 352 с.
16. Бочаров А. Г. Бесконечность поиска. М.: Советский писатель, 1982. 424 с.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 97 — 104
Скачиваний: 729