ОБРАЗ И МОТИВ ВРЕМЕНИ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1940-Х ГОДОВ («СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ» Е. ШВАРЦА, «ГОРЯЧИЙ КАМЕНЬ» А. ГАЙДАРА, «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ» С. МАРШАКА)
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-6-56-62
Введение. В истории отечественной детской литературы период 1940-х гг. характеризуется пристальным вниманием к образу и мотиву времени. Во-первых, мотив времени является универсальным и общим, отражающим «стиль эпохи» (Ю. И. Минералов), во-вторых, яркие писатели (А. Гайдар, С. Маршак и Е. Шварц), осмысливая феномен и проблемы времени, представляют образы времени в соответствии со своими индивидуальными стилями. Индивидуальный стиль писателя привлекает прежде всего отражением идей, характерных для социального и культурного контекста исторического периода. «Внутренняя форма» (А. Потебня) художественного произведения представляет своебычный образ «образа времени», именно поэтому было важным взять произведения, близкие по времени написания, для рассмотрения их на синхронном срезе начала сороковых годов ХХ в. В результате сравнительного анализа проявились общие идеологемы эпохи, отраженные в индивидуальных стилях указанных авторов, что определяет актуальность представленной работы. Целью исследования стало сопоставление сюжетов и систем образов в контексте образно-ассоциативных традиций детской литературы сороковых годов ХХ в. Материал и методы. Методологическая база исследования – труды о внутренней форме А. А. Потебни, о стиле П. Н. Сакулина, Ю. И. Минералова. В определении биографического времени мы обратились к теории В. Е. Хализева, в определении мотива – к работе «Историческая поэтика» А. Н. Веселовского. Методы исследования: сравнительно-типологический, исторический. Результаты и обсуждение. Новизна работы заключается в выявлении стилевых доминант образа и мотива времени в указанных произведениях на уровне сюжетосложения, системы персонажей, отдельного приема – внезапного изменения возраста героев, выявлении роли образа и мотива времени в качестве стилевых доминант на уровне проблематики, системы персонажей, сюжетосложения и отдельных приемов, а также образной системы в указанных произведениях. Теоретическая значимость работы – использование материалов исследования при чтении курсов «Детская литература», «Введение в литературоведение». Практическая значимость работы реализуется в разработке семинаров по изучению творчества А. П. Гайдара, С. Я. Маршака и Е. Л. Шварца, а также для практических занятий по курсу «Теоретические основы читательской деятельности». Заключение. Результаты исследования заключаются в убедительном выявлении типологического схождения образа и мотива времени в детской литературе 40-х гг. Вместе с тем прослеживается типологическая вариативность в индивидуальных стилевых решениях А. П. Гайдара, С. Я. Маршака, Е. Л. Шварца.
Ключевые слова: образ и мотив времени, внутренняя форма, индивидуальный стиль, стиль эпохи, стилевые доминанты, биографическое время, сюжет, детская литература
Библиография:
1. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности. М.: Владос, 1999. 360 с.
2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. 649 с.
3. Минералова И. Г., Москаленко С. В. Образ времени в литературных сказках Е. Шварца, М. Энде и Н. Щербы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. Электронный журнал. URL: https://science-education.ru/ (дата обращения: 30.08.2018).
4. Шварц Е. Л. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга, 2017. 1131 с.
5. Гайдар А. П. Собрание сочинений. URL: http://az.lib.ru/g/gajdar_a_p/ (дата обращения: 01.09.2018).
6. Минералова И. Г. Детская литература: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 333 с.
7. Маршак С. Я. Письмо С. Я. Маршака C. Б. Рассадину (письмо № 392. «Нижняя Ореанда»), 27 июня 1963 г. // Собр. соч.: в 8 т. М.: Худ. литература, 1972. Т. 8. С. 477–481. Дата обращения: 31 августа 2018 г.
8. Гаспаров М. Л. Маршак и время // О русской поэзии. СПб.: Азбука, 2001. С. 410–430.
9. Немцова Б. О двенадцати месяцах. М.: Качели, 2018. 24 с.
10. Морозко: № 95 // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: в 3 т. М.: Наука, 1984–1985. (Лит. памятники). Т. 1. 1984. С. 113–115.
11. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Academia, 2013. 432 с.
12. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт–Пресс, 2003. 144 с.
13. Перышко Финиста ясна сокола: № 234–235 // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: в 3 т. М.: Наука, 1984–1985. (Лит. памятники). Т. 2. 1985. С. 190–198.
14. Царевна-лягушка: № 269 // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: в 3 т. М.: Наука, 1984–1985. (Лит. памятники). Т. 2. 1985. С. 264–267.
15. Энде М. Зарубежные детские писатели в России: биобиблиографический словарь / под общ. ред. И. Минераловой. М.: Флинта, 2005. С. 482–484.
16. Саленко О. Ю., Кудряшова А. А. Особенности стиля сказочной повести «Момо» М. Энде // Мировая словесность для детей и о детях. Вып. 12. М.: МПГУ, 2007. С. 69–78.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Страницы: 56 — 62
Скачиваний: 752