МОТИВ ВЕТРА/БУРИ В РОМАНЕ В. НАБОКОВА «ОТЧАЯНИЕ»
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-6-47-55
Введение. 2019 год – юбилейный для двух писателей разных эпох: А. С. Пушкина (1799 – 1837) и В. В. Набокова (1899 – 1977). Данное исследование изначально не включало задачу – выявить «сближение» двух писателей, однако анализ мотива ветра привел к результатам, расширяющим уже сложившиеся в литературоведении представления о творческом диалоге Набокова с Пушкиным. Цель – проанализировать мотив ветра/бури в романе В. Набокова «Отчаяние» в соотнесении с культурной традицией. Материал и методы. Мотивный и интертекстуальный анализ с опорой на работы Б. Гаспарова, И. Силантьева. Для понимания функциональности и архетипической семантики мотива ветра/бури значимыми являются исследования К. Нагиной и Е. Никаноровой; среди набоковедческих работ важна прежде всего статья А. Долинина, описавшего принципы использования В. Набоковым пушкинского интертекста в романе «Отчаяние». Результаты и обсуждение. При анализе «Отчаяния» было учтено, что повествовательный мотив часто реализуется в паре с мотивом-анонимом, поэтому в фокусе исследовательского внимания был не только мотив ветра/бури, но и безветрия. Было установлено, что мотив ветра в романе полисемантичен и «работает» на раскрытие основных тем и проблем в романе (определение границ и сущности свободы воли, преступления и наказания), «участвует» в оформлении авторской концепции произведения. Рассматриваемый в романе мотив функционально соотносится с архетипической семантикой образа бури, традиционно воплощающего надличную волю и испытание, условием прохождения которого является прочность нравственных основ личности. В сюжете с имморальным персонажем (а в центре «Отчаяния» – убийца, не испытывающий раскаяния и мук совести) ветер имеет семантику «наказания» (в романе Набокова – «пугающий» ветер, «убийственный сквозняк»). В исследовании выявлено использование Набоковым приема возрастающей градации в оформлении мотива ветра, который сопровождает нравственные метания Германа, превращаясь в бурю в момент финального отчаяния. Безветрие же возникает в кульминационных точках сюжета (убийства мнимого двойника и чтения Германом своей, должной оправдать, но разоблачившей его бездарность, «повести»). Анализ мотива ветра позволил выявить в качестве значимого интертекста в романе пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Финал «Отчаяния» соотносится с итогом сказки: персонаж, пожелавший стать «деспотом» не только своего бытия, но и жизни других, остался «у разбитого корыта». Заключение. Проведенное исследование позволило расширить представления об интертекстуальных связях романа В. Набокова, уточнить авторскую концепцию преступления и наказания в «Отчаянии».
Ключевые слова: В. Набоков, А. С. Пушкин, литература русской эмиграции, мотив ветра/бури, интертекстуальность
Библиография:
1. Набоков В. Предисловие к английскому переводу романа «Отчаяние» (“Despair”) // В. В. Набоков: Рro et contra. Антология. T. l. СПб.: РХГИ, 1997. С. 59–62.
2. Савельева В. Творчество и злодейство в романе В. Набокова «Отчаяние» // Русская речь. 1999. № 2. С. 10–16.
3. Левинг Ю. Раковинный гул небытия (В. Набоков и Ф. Сологуб) // В. В. Набоков: Pro et сontra. Антология. Т. 2. СПб.: РХГИ, 2001. С. 499–519.
4. Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова. М.; СПб.: Летний сад, 2001. 188 с.
5. Полева Е. А. Этика поступка и этика письма в романе В. Набокова «Отчаяние» // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. 2006. № 8. С. 27–39.
6. Полева Е. А. Национальная идентификация героя в романе В. Набокова «Отчаяние» // Вестник Томского гос. ун-та. Филология. 2009. № 4. С. 75–86.
7. Мельников Н. Криминальный шедевр Владимира Владимировича и Германа Карловича (о творческой истории романа В. Набокова «Отчаяние») // Волшебная гора. 1994. № 2. С. 151–165.
8. Смирнов И. П. Философия «Отчаяния» // Звезда. 1999. № 4. С. 173–183.
9. Семёнова С. Г. Русская поэзия и проза 1920–1930-х годов. Поэтика – Видение мира – Философия. М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2001. 590 с.
10. Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалог на границах столетий: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. 304 с.
11. Голынко-Вольфсон Д. Фавориты отчаяния («Отчаяние» Владимира Набокова: преодоление модернизма) // В. В. Набоков: Pro et сontra. Антология. Т. 2. СПб.: РХГИ, 2001. С. 751–760.
12. Злочевская А. В. Творчество В. Набокова в контексте мирового литературного процесса ХХ века // Филологические науки. 2003. № 4. С. 23–31.
13. Мелетинский Е. М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов // Текст и культура. Труды по знаковым системам. Вып. 16. Тарту, 1983. С. 115–125.
14. Силантьев И. Мотив как проблема нарратологии // Критика и семиотика. Новосибирск: Ин-т филологии СО РАН, 2002. Вып. 5. С. 32–60.
15. Гаспаров Б. М. Литературные мотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М.: Наука, 1994. 303 с.
16. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 351 с.
17. Гаспаров М. Л. Литературный интертекст и языковой интертекст // Известия АН. Серия литературы и языка. 2002. Т. 61, № 4. С. 3–9.
18. Корман Б. О. Избранные труды. Теория литературы / ред.-сост. Е. А. Подшивалова, Н. А. Ремизова, Д. И. Черашняя, В. И. Чулков. Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2006. 552 с.
19. Набоков В. Два интервью из сборника «Strong Opinions» // В. В. Набоков: Pro et contra. Антология. Т. 1. СПб.: РХГИ, 1997. С. 138–168.
20. Полева Е. А. Мотив исчезновения в «русских» романах В. Набокова конца 1920–1930-х годов: дис. … канд. филол. наук. Томск, Томский гос. ун-т, 2008. 227 с.
21. Набоков В. В. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Правда, 1990. Т. 3. 480 с.
22. Долинин А. Набоков, Достоевский и достоевщина // Старое литературное обозрение. 2001. № 1 (277). URL: http://magazines.russ.ru/slo/2001/1/dol.html (дата обращения 04.05.2019).
23. Шадурский В. В. Интертекст русской классики в прозе Владимира Набокова. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 95 с.
24. Мастепак Т. Г. Мотив перемещения и семантика культурно-географических топосов в романе В. Набокова «Отчаяние» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 6 (195). С. 112–119. DOI 10.23951/1609-624X-2018-6-112-119
25. Нагина К. А. Универсалии русской литературы: учеб.-метод. пособие. Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2014. 19 с.
26. Никанорова Е. К. Буря на море, или Буран в степи (к вопросу о типологии мотивов). Статья первая // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Вып. 5 / под. ред. Т. И. Печерской. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2002. С. 3–36.
27. Бессонова А. С. «Истина Пушкина» в творческом сознании В. В. Набокова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Коломна, Коломенкский гос. пед. ин-т, 2003. URL: http://cheloveknauka.com/istina-pushkina-v-tvorcheskom-soznanii-v-v-nabokova (дата обращения: 14.05. 2019).
28. Азадовский М. К. Источники сказок Пушкина // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1936. Вып. 1. С. 134–163.
29. Пушкин А. С. Сочинения: в 3 т. М.: Художественная литература, 1985. Т. 1. 735 с.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Страницы: 47 — 55
Скачиваний: 817