Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ И Л. Н. ТОЛСТОЙ: ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-6-28-37
Введение. Воззрения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого зачастую противопоставляются друг другу не столько в силу их разновекторной направленности, сколько на религиозно-философских основаниях. В частности, их педагогические взгляды имеют больше точек соприкосновения, чем это признается в научно-исследовательских работах на сегодняшний день, в силу отсутствия реконструированной воспитательной модели, принадлежащей Ф. М. Достоевскому. Целью настоящей работы является выявление основных доминант педагогических воззрений Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого посредством сопоставительного анализа. Материалы и методы. В исследовании используются сравнительно-сопоставительный, аналитико-описательный, биографический методы. Результаты и обсуждение. Проведенное исследование позволило выявить основополагающую идею писателей, связанную с утверждением идеально-гармоничной природы ребенка, поэтому первостепенной задачей воспитания представляется не разрушить это личностное ядро. Формирование структуры личности не осмысляется ни Достоевским, ни Толстым как самодостаточный и замкнутый процесс. Внутренний потенциал ребенка раскрывается через взаимоотношения с внешним миром в ситуациях ценностного выбора, которые проявляются на трех уровнях: семья, религия, общество. Обозначенные элементы обладают разной иерархической взаимосвязью в педагогической мысли писателей. Но иерархическая структура, базирующаяся на этих воспитательных доминантах, является основополагающим элементом индивидуальной педагогической системы, претерпевающей в силу этого личностное переосмысление. Заключение. Проведя сопоставительный анализ педагогических концепций воспитания Достоевского и Толстого, можно отметить, что взгляды писателей, с одной стороны, исходят из принципов любви, неоспоримого влияния «отцов», веры в идеал земного совершенствования человеческой натуры, народных ценностей как непременного условия становления личности, а с другой стороны, имеют определенные различия, воплощенные в формах достижения педагогического идеала, не противоречащего естественной гармонии ребенка. Педагогические идеи двух выдающихся писателей XIX в. являются ресурсом для реализации содержания образования 2010-х гг., в котором, во-первых, человек провозглашается высшей ценностью, во-вторых, все принципы и методы воспитания нацелены на формирование духовно-нравственной личности за счет нацеленности на активизацию ее творческой деятельности, саморазвития, самосовершенствования, в-третьих, признается право ребенка на индивидуальность. Этим определяется практическая значимость статьи.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, «Дневник писателя», «Ясная поляна», «Исповедь», «Путь жизни», «Неизбежный переворот», педагогические идеи, личность, ценности, духовно-нравственное воспитание, родители, учитель, духовность, нравственность, свобода, семья
Библиография:
1. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. М.: Наука, 2000. 589 с.
2. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. М.: Художественная литература, 1928–1964.
3. Александров М. А. Федор Михайлович Достоевский в воспоминаниях типографского наборщика в 1872–1881 годах // Достоевский Ф. М. в воспоминаниях современников: в 2-х т. М.: Художественная литература, 1990. Т. 2. С. 251–325.
4. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 15 т. СПб.: Наука, 1988–1996.
5. Бердяев Н. А. Кошмар злого добра // И. А. Ильин: pro et contra. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2004. С. 658–673.
6. Бердяев Н. А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. М.: Изд-во «Э», 2016. 512 с.
7. Кошечко А. Н. Духовные ценности и их роль в самоопределении личности // Православное наследие как источник духовного и общественного развития России: материалы XXII духовно-исторических чтений памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия / под ред. иерея Андрея Носкова. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2013. С. 34–41.
8. Кошечко А. Н. Формы экзистенциального сознания в творчестве Ф. М. Достоевского: автореф. д-ра филол. наук. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 37 с.
9. Сухомлинский В. А. К вопросу об организации школ-интернатов [1956 г.] // Советская педагогика. 1988. № 12. С. 22–88.
10. Достоевский Ф. М. Записные книжки и тетради 1860–1881 гг. // Литературное наследие. Т. 83: Неизданный Достоевский / ред. И. С. Зильберштейн, Л. М. Розенблюм. М.: Наука, 1971. 727 с.
11. Кошечко А. Н., Пацьорка Е. И. Педагогические идеи Ф. М. Достоевского в «Дневнике писателя» (к постановке проблемы) // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 6 (195). С. 105–111. DOI 10.23951/1609-624X-2018-6-105-111
12. Кошечко А. Н. Творчество Ф. М. Достоевского в идейном пространстве гуманистической антропологии русского экзистенциализма // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 9. С. 96–103.
13. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Книга по Требованию, 2013. 260 с.
14. Соина О. С., Сабиров В. Ш. Русский мир в воззрениях Ф. М. Достоевского. М.: Флинта: Наука, 2015. 312 с.
15. Струценко С. В. Проблема формирования духовно-нравственной личности в трудах Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого: автореф. канд. пед. наук. Пятигорск: Пятигорский гос. лингвист. ун-т, 2009. 21 с.
16. Сорокоумова Г. В. Изучение личностного потенциала педагогов: учебное пособие по курсу «Психология личности». Нижний Новгород: НФ УРАО, 2010. 280 с.
Выпуск: 6, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Страницы: 28 — 37
Скачиваний: 917