ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ КАК ДИСКУРСИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ВЕДУЩЕГО КОНВЕРГЕНТНОГО РАДИО
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-4-150-154
Введение. Цифровая платформа организации современного радиовещания существенно трансформирует принципы информирования и коммуникации с адресатом. Материал и методы. Предметом обсуждения в данной статье выступают коммуникативные способы реализации персонального дискурса радио. Основные результаты. В центре внимания образ радиоведущего, который формируется на пересечении стратегий самопрезентирования и рекламирования радиосайта как информационного ресурса. Функциональный потенциал взаимодействия коммуникативных стратегий проявляется в том, как автор идентифицирует себя через набор ролей профессиональной и личностной ориентированности. Специфика ролевой реализации автора рассматривается через описание макротекстовой структуры – социокультурных и жанровых особенностей интернет-блога, выступающего прецедентной формой организации вещания. Социально-сетевой принцип функционирования радио определяет базовый параметр его картины мира – индивидуализацию процесса взаимодействия с адресатом, организацию психоэмоциональной среды формирования идентичностей. Заключение. Комплекс взаимодействующих коммуникативных стратегий становится тем дискурсивным механизмом, который определяет вариативность ролевого поведения личности автора – дискурсивной личности, проявляющей себя в процессе интерактивной коммуникации, в процессе формировании дискурсивной картины мира как мира общих с адресатом ценностей, комфортной психоэмоциональной среды взаимодействия.
Ключевые слова: персональный дискурс радио, коммуникативные стратегии самопрезентирования и рекламирования, контекстная макроструктура, дискурсивная картина мира
Библиография:
1. Леонтьев А. А. Психология воздействия в массовой коммуникации // Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. С. 133–146.
2. Миронов В. В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры // Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. С. 295–316.
3. Кузнецов В. Г. Влияние СМИ на изменение традиционного понимания социализации // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке. М.: Академический проект, 2011. С. 19–30.
4. Кирия К. Д. Дискурсивные и прагматические тенденции в российском информационно-аналитическом телевещании // Язык СМИ и политика. М.: Изд-во МГУ; Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, 2012. С. 634–674.
5. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: Перемена, 2009.
6. Дейк ван Т. А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23: Когнитивные аспекты языка. М., 1988.
7. Солганик Г. Я. О специфике художественной речи в сопоставлении с публицистической // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке. М.: Академический проект, 2011. С. 282–293.
8. Алексеева М. И., Болотова Л. Д., Вартанова Е. Л. Средства массовой информации России: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2008.
9. Косицкая Ф. Л. Письменно-речевые жанры рекламного дискурса моды в аспекте межъязыковой контрастивности (на материале французских и русских каталогов моды): дис. … канд. филол. наук. Томск, 2004. 231 с.
10. Костяшина Е. А. Дискурсивное взаимодействие в текстовом пространстве научно-популярного медицинского журнала: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2009. 233 с.
11. Костяшина Е. А. Механизмы дискурсивных трансформаций коммуникативной модели «автор – адресат» в текстовом пространстве научно-популярного медицинского журнала // Язык и культура. 2010. № 2 (10). С. 22–28.
12. Денисова Н. В. Рекламные жанры научно-образовательного дискурса: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2008.
13. Синельникова Л. Н. О научной легитимности понятия «дискурсивная личность // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. 2011. Т. 24 (63), № 2. С. 454–463.
14. Резанова З. И., Скрипко Ю. К. Личность в среде дискурса: языковая репрезентация социально-психологических типов // Вестн. Томского гос. ун-та. Филология. 2016. № 3 (41). С. 37–56.
15. Ермоленкина Л. И. Дискурсивная личность в коммуникативном пространстве современного радио // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 2 (179). С. 37–40.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ
Страницы: 150 — 154
Скачиваний: 856