ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНА ОЛИГАРХИИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-4-77-84
Введение. Описывается олигархия как аксиологически маркированный феномен с точки зрения языка. Материал и методы. Материалом для анализа репрезентации указанного феномена в текстах СМИ послужили статьи, извлеченные из подкорпуса Британского национального корпуса – the NOW Corpus, который содержит газетные и журнальные публикации в период с 2010 г. по настоящее время. Основные результаты. Анализ сочетаемости термина «олигархия» в Британском национальном корпусе проводится по следующим параметрам: виды, характеристика, сочетаемость с другими концептами, метафорическое осмысление явления. В результате анализа продемонстрировано, что репрезентация феномена олигархии в англоязычном массмедийном дискурсе детерминирована социальными и дискурсивными особенностями определенной лингвокультуры, ценностными приоритетами и установками участников различных типов институционального общения: политического, экономического, социального дискурсов. При наличии универсальных черт (связь олигархии с определенным видом человеческой деятельности) в английском языке существуют специфические термины для обозначения олигархии в той или иной стране. При рассмотрении взаимоотношения олигархии с другими концептами она трактуется не как отличная от других деструктивных явлений, а как феномен синонимичного порядка (коррупция и олигархия, деспотизм и олигархия, империализм и олигархия). Образное отображение феномена олигархии представлено небольшим количеством метафорических моделей, что детерминировано динамикой метафор с различными сферами-источниками и национальными особенностями той или иной лингвокультуры. Теоретическая значимость работы заключается в расширении теории массмедийного дискурса и аксиологической лингвистики за счет анализа обыденного толкования термина в средствах массовой информации. Практическая ценность исследования состоит в возможности применения результатов анализа для изучения других аксиологически маркированных феноменов. Заключение. В работе намечаются возможные перспективы исследования, к числу которых относится рассмотрение интерпретации феномена олигархии на материале англоязычного дискурса в диахроническом аспекте, что позволит дополнить полученные результаты и выявить те аспекты представления анализируемого явления, которые отсутствуют в репрезентации феномена олигархии в современном английском языке.
Ключевые слова: олигархия, Британский национальный корпус, массмедийный дискурс, деструктивное явление, аксиологически маркированный феномен
Библиография:
1. Купчин Н. Н. Политическая власть и олигархия // Научно-аналит. журн. «Обозреватель». 2008. № 1 (226). С. 62–75.
2. Schumacher G., Giger N. Who Leads the Party? On Membership Size, Selectorates and Part Oligarchy // Political Studies. 2017. Vol. 65. Р. 162–181.
3. Самарин А. Н. Нравственная деградация как экологическая угроза // Конфликтология. 2010. № 1. С. 163–170.
4. Martin E. J. Oligarchy, Anarchy, and Social Justice // Contemporary Justice. 2015. Vol. 18, is. 1. Р. 55–67.
5. Korom P. Elites: History of the Concept // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. 2015. Р. 390–395.
6. Панюшкина Е. В., Шпалтаков В. П. История формирования экономических интересов российской олигархии // Известия Уральского гос. эконом. ун-та. 2010. № 5 (31). С. 5–11.
7. Akerman A., Naghavi A., Seim A. Oligarchies and Development in a Global Economy: a Tale of Two Elites // Economic Inquiry. 2016. Vol. 54, is. 1. Р. 229–246.
8. Кондратьева О. Н. Метафорическая репрезентация олигархии в российском медиадискурсе XXI века // Научный диалог. 2016. № 9 (57). С. 47–57.
9. Кондратьева О. Н. «Словарь политических терминов в СМИ» как новый лексикографический продукт // Вестник Томского гос. ун-та. Филология. 2016. № 6 (44). С. 38–49.
10. Гудков Д. Б., Ковшова М. Л. Телесный код русской культуры: материалы к словарю. М.: Гнозис, 2007. 288 c.
11. Добросклонская Т. Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания // Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 13 (184), вып. 22. С. 181–187.
12. Гусейнова Э. Т. Концепт «олигарх» в современном английском языке // Известия Дагестанского гос. пед. ун-та. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 3 (32). С. 28–31.
13. Степушова Л. Олигархия окончательно подмяла под себя США. URL: https://www.pravda.ru/world/northamerica/usacanada/24-04-2014/1205676-rich-0/ (дата обращения 24.09.2018).
14. Иссерс О. С. Дискурсивные практики нашего времени. М.: ЛЕНАНД, 2015. 272 с.
15. Солопова О. А., Валиева Г. Р., Ворошилова М. Б. Корпусное исследование метафор со сферой-мишенью «Россия» (на материале современного американского дискурса) // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2017. Т. 14, № 2. С. 37–43.
16. Грудева Е. В. Как корпусная лингвистика изменила наши представления о языке // Проблемы порождения и восприятия речи: материалы XIII выездной школы-семинара. Череповец, 2015. С. 108–115.
17. Wikipedia URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 25.09.2018).
18. Карасик В. И. Аксиогенная ситуация как единица ценностной картины мира // Политическая лингвистика. 2014. № 1 (47). С. 65–75.
19. Трофимова Ж. В. Субстантивная метафора с обозначением эмоций (на материале английского языка) // Вестник Омского ун-та. 2010. № 2. С. 206–210.
20. Чудинов А. П., Будаев Э. В. Диахроническая динамика морбиальных метафор в политической коммуникации // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры. 2015. С. 225–229.
21. British National Corpus. NOW Corpus. URL: http://corpus.byu.edu/now (дата обращения: 08.10.2018).
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ
Страницы: 77 — 84
Скачиваний: 758