СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В КАЗАХСКОМ, АЛТАЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ (НА ПРИМЕРЕ АХРОМАТИЧЕСКИХ ЦВЕТОВ)
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-4-49-56
Введение. Сравниваются и анализируются ахроматические цветообозначения и способы их словообразования в разных лингвокультурах – казахской, алтайской, русской. Прилагательные, называющие цвет, являются важным признаком описания различий объектов окружающего мира, который влияет на восприятие и эмоциональное состояние человека. Система словообразования цветонаименований, характерных для рассматриваемых языков, представляет собой набор номинативных единиц, разнообразных с точки зрения структуры. Предмет исследования: ахроматическая лексика цвета в казахском, алтайском и русском языках. Цель исследования: рассмотреть способы словообразования цветообозначений в казахском, алтайском и русском языках и определить общие и специфические особенности словообразования. Научная новизна: впервые произведен сопоставительный анализ словообразования цветообозначений в казахском, алтайском и русском языках. Метод исследования: сравнительно-сопоставительный. Результаты исследования: лексико-семантическое поле цвета имеет высокую степень организованности. Несмотря на то, что цветообозначения принадлежат к различным частям речи, прилагательные относятся к самой значительной группе. Но в состав цветовой лексики могут входить и другие части – существительные, наречия, глаголы. Основной акцент сделан на грамматические особенности прилагательных в казахском, алтайском и русском языках. Цветовые прилагательные анализируемых языков относятся к группе качественных прилагательных, воспринимаемых органами чувств, от которых образуется сравнительная степень. Морфологический способ словообразования является базовым в образовании цветообозначений и цветонаименований в казахском, алтайском и русском языках. С помощью него образуется целый ряд параметрических значений – достаточность или недостаточность цвета, степень интенсивности и насыщенности цвета (высокая или низкая), градация признаков. Морфологический способ словообразования цветообозначений предполагает образование терминов цвета с помощью словообразовательных аффиксов. Данный способ образования имен прилагательных является наиболее продуктивным в рассматриваемых языках. Он является наиболее перспективным, доминирующим способом словопроизводства прилагательных цвета. Также рассмотрены другие способы словообразования цветообозначений – словосложение, частичная или полная редупликация, использование квалификаторов, парных слов, компаративных конструкций с цветовыми компонентами. Заключение. На основе сопоставления цветообозначений казахского, алтайского и русского языков выявлены моменты сходства и различия. С помощью словообразовательного анализа прилагательных цвета можно отметить тот факт, что в казахском, алтайском и русском языках имеются большие возможности расширения и обогащения лексико-семантической группы цветообозначений, то есть они обладают широкими словообразовательными возможностями.
Ключевые слова: колоративная лексика, цветообозначения, ахроматический цвет, словообразование, аффиксация, степень сравнения, сопоставительный анализ
Библиография:
1. Сапига Е. В. Цветообозначения в современной лингвистике: семантический и семиотический аспекты // Образование и педагогические науки. 2016. № 2. C. 190–198.
2. Кожемякова Е. А. История формирования семантики прилагательных-цветообозначений в русском языке: дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2011. 209 с.
3. Кононов А. Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник, 1975. М.: Наука, 1978. С. 159–179.
4. Щербак А. М. Очерки по сравнительной морфологии тюркских языков. Л.: Наука, 1978. 178 с.
5. Немченко В. Н. Словообразовательная структура имен прилагательных в современном русском языке. СПб.: Литера, 2003. 345 с.
6. Дмитриев Н. К. Строй тюркских языков. Сб. избр. трудов. М.: Наука, 1962. 244 с.
7. Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М.: Приор, 2007. 279 с.
8. Корнилов O. A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: Изд-во КДУ, 2011. 350 с.
9. Краткий справочник по грамматике русского языка / под ред. А. Г. Смирновой. Алма-Ата: Мектеп, 1988. 112 с.
10. Нурмагамбетов А. Этимология некоторых прилагательных, образованных при помощи аффиксов // Проблемы этимологии тюркских языков. Алматы: Ғылым, 2009. С. 118–134.
11. Тектигул Ж. О. Эволюция общетюркских аффиксов в казахском языке. Алматы: ССК. 2018. 277 с.
12. Садыкбекова Б. А. О функционировании аффиксов со значением неполноты цветового признака в казахском языке // Жас ғылымдар зерттеүлері. Астана: Евр. нац. ун-т, 2016. С. 123–127.
13. Куликовская Л. К., Мусаева Э. Н. Грамматика казахского языка в таблицах и схемах в сопоставлении с грамматикой русского языка (простое предложение). Алматы, 2006. 76 с. URL: http:// http://testent.ru/load/ucheniku/kazakhskij_jazyk/grammatika (дата обращения: 12.11.2018).
14. Рахимова А. Р. Аффиксальный способ словообразования тюркских лексем // Ученые записки Казанского университета. КГУ. Т. 155, кн. 5:. Гуманитарные науки. Казань: КГУ, 2013. С. 152–165.
15. Грамматика алтайского языка / сост. Б. Я. Бедюров. Горно-Алтайск: Ак чечек, 2005. 364 с.
16. Грамматика современного алтайского языка. Морфология / ред. И. А. Невская, Н. Д. Алмадакова, А. Н. Майзина, А. А. Озонова, А. Э. Чумакаев. Горно-Алтайск: БНУ РА «НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова», 2017. 576 с.
17. Майзина А. Н. Семантическое поле цветообозначений алтайского языка в сопоставлении с монгольским языком: дис. ... канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 2006. 208 с.
18. Баскаков Н. А. Историко-типологическая фонология тюркских языков. М.: Наука, 1988. 208 с.
19. Щербак А. М. Сравнительная фонетика тюркских языков. Л.: Наука, 1977. 204 с.
20. Коныров Т. К. Структурно-семантическая природа сравнения в казахском языке: учеб. пособие. Алма-Ата: Мектеп, 1985. 234 с.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ
Страницы: 49 — 56
Скачиваний: 973