ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-3-97-102
Введение. В современных условиях информационного общества социальная адаптация лиц с инвалидностью по зрению во многом зависит от их информационно-коммуникационной компетентности (ИК). ИК-компетентность лиц с глубокими нарушениями зрения рассматривается как способность использовать информационные и коммуникационные технологии в профессиональной, учебной, бытовой деятельности; ориентироваться в информационном пространстве; получать и использовать информацию с помощью информационных тифлотехнологий. Цель исследования – описание этапов проектирования методической системы формирования ИК-компетентности обучающихся с глубокими нарушениями зрения. Материал и методы. Работа выполнена с опорой на теоретические положения о методических системах и эмпирические способы исследования. При разработке методической системы использовались требования и рекомендации, отталкивающиеся от уточненного понятия информационно-коммуникационной компетентности лиц с нарушениями зрения, а также опирающиеся на ключевые принципы компетентностного подхода к обучению. Результаты и обсуждение. Представлены этапы проектирования методической системы формирования ИК-компетентности обучающихся с ограниченными возможностями по зрению. Разрабатываемая методическая система включает потребностно-мотивационный, целевой, содержательный, операционно-деятельностный, результативный и контролирующий компоненты. Особое внимание уделяется информационным тифлотехнологиям как компенсирующим средствам ограничения зрительного анализатора. Заключение. Разработанная методическая система должна разрешить основные проблемы обучающихся с ограниченными возможностями по зрению, помочь адаптироваться в социуме, трудоустроиться.
Ключевые слова: методическая система, проектирование, информационно-коммуникационная компетентность, компетенция, информационные и коммуникационные технологии, тифлотехнологии, лица с нарушениями зрения
Библиография:
1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: АСТ Астрель, 2007. 343 с.
2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
3. Сенкевич Г. Е. Компьютер для людей с ограниченными возможностями. СПб.: БХВ-Петербург, 2014. 320 с.
4. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн). URL: http://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 03.09.2018).
5. Пышкало А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: авторский доклад по монографии «Методика обучения элементам геометрии в начальных классах», представленной на соискание д-ра пед. наук. М.: Академия пед. наук СССР, 1975. 60 с.
6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: Народное образование, 2014. Т. 1. С. 556.
7. Фещенко Т. С. К вопросу о понятии «методическая система» // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 432–435. URL: https://moluch.ru/archive/54/7383/ (дата обращения: 05.09.2018).
8. Ахпашева И. Б. Информационные и коммуникационные технологии для лиц с глубокими нарушениями зрения: комплексное учеб.-метод. пособие. Абакан, 2015. 166 с.
9. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 16.09.2018).
10. Официальный сайт Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала общероссийской организации инвалидов – ВОС «Реакомп». URL: http://www.rehacomp.ru/ (дата обращения: 28.09.2018).
11. Библиотека диссертаций. URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/ahpasheva-metodicheskaja-sistema-formirovanija-informacionnokommunikacionnoj-kompetentnosti.html (дата обращения: 05.09.2018).
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 96 — 101
Скачиваний: 747