СЕТЕВОЙ ПОДХОД В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-3-35-41
Введение. Актуальная проблема современной педагогики свяазана с недостаточной разработкой адекватных теоретико-методологических оснований включения в контекст дополнительного образования положений сетевого анализа. Цель статьи – актуализация сетевого подхода как ресурса развития дополнительного образования. Материал и методы. Использованы теоретико-методологические положения сетевого подхода (теория анализа социальных сетей (SNA), реляционная социология (relational sociology), акторно-сетевая теория (ANT)), теории социального воспитания (А. В. Мудрик). Результаты и обсуждение. Развитие современного дополнительного образования связано с осмыслением ресурса социального сотрудничества, который определяет практику сетевого партнерства. Партнерские сетевые отношения развиваются наиболее динамично при условии: а) открытости жизнедеятельности учреждения дополнительного образования; б) сформированного интереса учреждений дополнительного образования для партнеров; в) развитию «слабых связей» (М. Грановеттер). Заключение. Сетевой подход становится для дополнительного образования стратегией модернизации и развития в решении задач организации сетевого партнерства путем активизации «слабых связей», способствует формированию социальной и творческой самореализации.
Ключевые слова: дополнительное образование, социальная сеть, сетевой подход
Библиография:
1. Куприянов Б. В., Косарецкий С. Г. Обновление содержания дополнительного образования детей: новый этап // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 51–58.
2. Ромм Т. А., Ромм М. В. Сетевые горизонт ы теории воспитательных систем // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 4 (53) С. 54–66.
3. Гусельцева М. С. Информационная социализация в транзитивном обществе: контексты дигимодернизма // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сб. науч. ст. и материалов междунар. конф. / под общ. ред. Р. В. Ершовой. Коломна: Изд-во ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2018. С. 135–141.
4. Королева Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205–224. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-205-224.
5. Мерцалова Т. А. Информационная открытость системы образования: вопросы эффективности государственной политики // Вопросы образования. 2015. № 2. C. 40–75. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-2-40-75.
6. Плешаков В. А. О социальных практиках жизнедеятельности «homo cyberus» // Известия Волгоградского гос. техн. ун-та. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2015. Т. 22, № 8 (171). С. 11–15.
7. Поплавская А. А., Груздев И. А., Петлин А. В. Выбор организаций дополнительного образования детей в России: к постановке проблемы // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 261–281. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-4-261-281.
8. Мальцева Д. В. Сетевой подход в социологии: генезис идей и применение. Новосибирск: Изд-во НГТУ. 2017.
9. Зеленкова Т. В. О сетевой парадигме в психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 3. С 18–28.
10. Суслов С. И. История становления и развития сетевого анализа // Власть. 2017. Т. 25, № 2. С. 103–108.
11. Заякина Р. А., Ромм М. В. Сетевой подход: между топологиями пространства и формы // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16, № 2. С. 163–79.
12. Crossley N., Edwards G. Cases, Mechanisms and the Real: The Theory and Methodology of Mixed-Method Social Network Analysis // Sociological Research Online. 2016. Vol. 21, iss. (2), № 13. URL: http://www.socresonline.org.uk/21/2/13.html (дата обращения: 10.07.2018). DOI: 10.5153/sro.3920
13. Kadushin Ch. Understanding social networks: theories, concepts and fi ndings. NY: Oxford University Press, 2012.
14. Заякина Р. А. Синтетическая топология социальных сетей. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018.
15. Boyd D. It’s Complicated: The Social Lives of Networked Teens. New Haven: Yale University, 2014.
16. Вахштайн В. С. Возвращение материального. «Пространства», «сети», «потоки» в акторно-сетевой теории // Социологическое обозрение. 2005. Т. 4, № 1. С. 94–115.
17. Хойслинг Р. Социальные процессы как сетевые игры. Социологические эссе по основным аспектам сетевой теории М.: Логос-Альтера, 2003.
18. Romm M. V., Romm T. A., Zaiakina R. A. Partner network communities – a resource of universities’ activities, 2016 // International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016). 2016. Vol. 29. Moscow, Russia. URL: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2016/07/contents/contents.html (дата обращения: 10.07.2018). Doi:10.1051/shsconf/20162901058
19. Wellman B., Frank K. Network Capital in a Multi-Level World: Getting Support in Personal Communities // Social Capital: Theory and Research / ed. by Nan Lin, Karen Cook and Ronald Burt. Chicago: Aldine DeGruyter, 2001. P. 233–273.
20. Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10, № 4. С. 31–51.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 35 — 41
Скачиваний: 786