ТИПОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩИХ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ)
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-3-27-34
Введение. Содержание школьных предметов является важнейшим фактором интеллектуального развития учащихся. Соответственно, встает вопрос о требованиях к современному учебнику в рамках психодидактического подхода. Материал и методы. Исследование проводилось на основе анализа психологических особенностей интеллектуального воспитания учащихся в рамках психодидактического подхода с опорой на психолого-педагогические обоснования полифункциональности современных учебных математических материалов. Результаты и обсуждение. Вводится понятие «развивающий учебный текст», который должен быть построен как некоторое многомерное семантическое пространство (гипертекст). Представлена типология развивающих учебных текстов (на примере школьной математики), разработанных на основе онтологической теории интеллекта и обеспечивающих обогащение основных компонентов ментального (умственного) опыта учащихся – когнитивного, понятийного, метакогнитивного, интенционального (эмоционально-оценочного). Приводятся примеры развивающих учебных текстов разного типа по курсу математики основной школы. Заключение. Применение комплекса развивающих учебных текстов создает условия для повышения уровня понимания учебного математического материала и роста интеллектуальных ресурсов учащихся.
Ключевые слова: обучение, школьная математика, психодидактика, развивающий учебный текст, ментальный (когнитивный, понятийный, метакогнитивный, интенциональный) опыт, интеллектуальное развитие
Библиография:
1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
2. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 424 с.
3. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
4. Гельфман Э. Г. Методические основы конструирования учебных текстов по математике для учащихся основной школы. Томск: Изд-во Том ун-та; Изд-во ТГПУ, 2004. 257 с.
5. 5ельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 328 с.
6. Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития / сост. Н. А. Борисенко и др. М.: Мнемозина, 2019. 298 с.
7. Burke L. A., Williams J. M. Developing Young Thinkers: An intervention aimed to enhance children’s thinking skills // Thinking Skills and Creativity. 2008. Vol. 3. P. 104–124.
8. Gelfman E., Demidova L., Kholodnaja M., Lobanenko N., Wolfengaut J. Concept formation process and an individual child’s intelligence // Mathematics for tomorrow’s young children / Eds. H. Mansfi eld et al. Dordrecht etc.: Kluwer Academic Publishers, 1996. P. 151–163.
9. Malara N., Navarra G. ArAl Project. Arithmetic pathways towards favouring Pre-algebraic thinking. Pitagora Editrice Bologna, Italy, 2003. 257 с.
10. Brousseau G. Theory of didactical situation in mathematics. Dordrecht, The Netherlands: Klumer, 1997. 304 р.
11. Gelfman E., Kholodnaya M., Cherkassov R. From didactics of mathematics to psycho–didactics // International view on didactics of mathematics as a scientifi c discipline / N. A. Malara (Ed.). Proceedings WG25, ICME–8. Univ. of Modena, 1997. P. 102–107.
12. Simon M., Tzur R. Explicating the role of mathematical tasks in conceptual learning: An elaboration of the Hypothetical Learning Theory // Mathematical Thinking and Learning. 2004. Vol. 6 (2). P. 91–104.
13. Hershkowitz R., Schwarz B., Dreyfus T. Abstraction in context: Epistemic actions // Journal for Research in Mathematics Education. 2001. Vol. 32. P. 195–222.
14. Biker-Ahsbahs A. Towards the emergence of constructing mathematical meaning // Proceeding of the 28th Conference of the International Group for the Psychology of Mathematics Education. 2004. Vol. 2. P. 119–126.
15. Kholodnaya М. А., Gelfman E. G. Development-focused educational texts as a basis for learners’ intellectual development in studying mathematics (DET technology) // Psychology in Russia: State of the Art. 2016. Vol. 9, issue 3. Р. 24–37.
16. Love E., Pimm D. «This is so»: a text on texts // International Handbook of Mathematics Education. 1996. Vol. 1. P. 371–409.
17. Weinberg A., Wiesner E. Understanding mathematical textbooks through reader-oriented theory // Educational Studies in Mathematics. 2011. Vol. 76. P. 49–63.
18. Picker S. H., Berry J. S. Investigating pupils images of mathematicians // Proceedings of the 25th Conference of the International group for the Psychology of Mathematics Education. Utrecht University, The Netherlands. 2001. Vol. 4. P. 49–56.
19. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт, 2019. 334 с. (Серия: Авторский учебник).
20. Обогащающая модель обучения в проекте МПИ: проблемы, раздумья, решения: методические указания для учителя / под ред. Э. Г. Гельфман. Вып. 1. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 192 с.
21. Гельфман Э. Г., Дозморова Е. В., Демидова Л. Н. Обогащающий учебный текст – средство формирования универсальных учебных действий // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: материалы II Междунар. науч. конф. М.: МПГУ, 2014. С. 52–58.
22. Гельфман Э. Г., Подстригич А. Г. Учебный проект как способ мониторинга интеллектуальных возможностей учащихся на уроках математики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 3 (54). С. 57–60.
23. Ксенева В. Н. Развитие системности мыслительных операций учащихся как условие продуктивной учебной деятельности (на примере изучения темы «Целые числа») // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 3 (54). С. 39–43.
24. Лопаткина Е. В. Дидактические средства формирования у школьников опыта работы с учебным текстом в условиях современного образования: дис. … канд. пед. наук. Владимир, 2009. 312 с.
25. Просвирова И. Г. Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся младшего подросткового возраста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 61–64.
26. Пустынникова А. М., Лизура Н. Ю., Сазанова Т. А. Обогащающее повторение на уроках математики: учеб. пособие. Томск: Оптимум, 2004. 116 с.
27. Смолякова Д. В. Учебные тексты по истории математики как средство интеллектуального воспитания учащихся основной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 3 (54). С. 36–39.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 27 — 34
Скачиваний: 843