ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-3-18-26
Введение. Начальная школа является наиболее ответственным периодом в развитии личности, поскольку позволяет ученику не только овладеть учебной деятельностью, но и активно включиться в процесс социализации. Важно, что внешкольная и учебная деятельность современных школьников реализуется в условиях информатизации жизни общества и образования. Следовательно, учителя начальных классов должны осознать происходящие изменения в повседневной жизни учеников, изучить требования государства и корректировать профессиональную деятельность таким образом, чтобы решить проблему формирования социальной грамотности в цифровой школе. Сопоставление требований нормативных документов позволило определить цель исследования, состоящую в научно обоснованном моделировании процесса формирования социальной грамотности обучающихся. Материал и методы. Содержание статьи построено на основе использования теоретического анализа, экспертного метода, методов педагогического моделирования, анализа и интерпретации педагогической практики. Посредством уточнения понятийного поля на основе полинаучного анализа установлена связь содержания терминов: компетенции – функциональная грамотность, социализация – социальная грамотность. Сравнительный анализ представлений о ключевых компетенциях в разных странах мира способствовал конкретизации характеристик социальной грамотности и особенностей ее формирования в начальной школе. Результаты и обсуждение. Важнейшим результатом научного поиска стала педагогическая модель, разработанная на основе средового, компетентностного, личностно ориентированного и аксиологического подходов. К числу наиболее сложных профессиональных задач для учителя начальных классов аргументированно отнесены создание и развитие сообществ, воспитание ответственного поведения младших школьников в условиях информатизации. В качестве примера приведены результаты педагогической практики по реализации разработанной модели в условиях информационно-образовательной среды и их научная интерпретация в логике непрерывного профессионального развития педагога. Заключение. Подчеркивается необходимость учета новых условий организации образовательного процесса в начальной школе для формирования социальной грамотности младших школьников. Материалы статьи могут быть использованы руководителями программ повышения квалификации и переподготовки работников начального образования, административно-методическими командами образовательных организаций общего образования.
Ключевые слова: ключевые компетенции, младший школьник, социализация, социальная функциональная грамотность, информационно-образовательная среда
Библиография:
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576 / М-во образования и науки Рос. Федерации. 6-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2018. 53 с.
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) / Минтруда России. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 30.01.2019).
3. Плюснина Е. М. Феномен грамотности в отечественном начальном образовании XX века: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 178 c.
4. Бунеев Р. Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 34–36.
5. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
6. Сухаревская Е. Ю. Социальное взаимодействие – феномен современного российского образования // Начальная школа. 2013. № 11. С. 18–23.
7. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни (Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning). М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2013. 45 с.
8. Компетенции XXI века в национальных стандартах школьного образования: аналитический обзор в рамках проекта подготовки международного доклада «Ключевые компетенции и новая грамотность: от декларации к реальности» // Институт образования НИУ ВШЭ, 2017. URL: https://vbudushee.ru/files/4countrycases_1.pdf (дата обращения: 30.01.2019).
9. Игнатенко А. В. Информационная среда и развитие коммуникатив ных навыков младшего школьника // Начальная школа. 2013. № 5. С. 58–60.
10. Содержание образования в начальной школе: система ценностей: сб. научных трудов / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.; СПб.: НесторИстория, 2011. 136 с.
11. Виноградова Н. Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф. 2017. 64 с.
12. Поздеева С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребенка. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 168 с.
13. Молокова А. В. ИКТ-компетентность и воспитанность личности: единство противоположностей // Сибирский учитель. 2016. № 1. С. 41–43.
14. Крамер Е. А. Воспитание ответственного поведения младших школьников при использовании средств ИКТ: метод. пособие для учителя / под ред. А. В. Молоковой. Новосибирский ИПКиПРО. Новосибирск: Сибпринт, 2016. 72 с.
15. Медиаобразование как средство воспитания личности // Интерактивное образование. 2018. Вып. 78–79, октябрь. URL: http://io.nios.ru/articles2/97/3 (дата обращения: 30.01.2019).
16. Молокова А. В., Крамер Е. А. Педагогическая модель воспитания учащихся младших классов в рамках реализации проекта «Цифровая школа» // Начальное образование. 2019. № 1. С. 15–19.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 18 — 26
Скачиваний: 1604