СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-3-10-17
Введение. Актуальность исследования обусловлена значительным обострением проблемы защиты прав детей в связи с увеличением случаев беспризорности, насилия, наркомании как в семье в частности, так и в обществе в целом. И одной из глобальных задач российского государства на современном этапе является защита прав ребенка. Семье и образовательным организациям принадлежит большая роль в профилактике и предупреждении правонарушений. Цель статьи заключается в выявлении характерных особенностей правового развития детей старшего дошкольного возраста. Материал и методы. Методологической базой работы стали культурологический подход, позволяющий рассматривать правовое развитие детей дошкольного возраста как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, и диалектический метод познания, предполагающий всесторонний анализ изучаемых объектов в их взаимосвязи, определение причинно-следственных связей анализируемых явлений; общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия – и специальные методы научного познания: опрос детей «Права ребенка», индивидуальная беседа «Как поступить?» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), анкетирование воспитателей, коэффициент корреляции Пирсона. Результаты и обсуждение. Результаты экспериментальной работы показали, что большинство детей в возрасте пяти лет находятся на среднем и низком уровнях правового развития. Дети старшего дошкольного возраста не в полной мере владеют знаниями о правах и обязанностях, которые недостаточно полны и конкретны. Дошкольникам сложно определить понятия «закон», «право» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста затруднялись дать правильную оценку своих действий и действий других людей, обращались за помощью к взрослому, следовали правилам поведения при условии контроля взрослых. Как показали результаты анализа проведенной экспериментальной работы, большинство детей 5 лет находятся на среднем (47 %) и низком (45 %) уровнях правового развития и только 8 % дошкольников старшего возраста имеют высокие показатели. Статистически данный тезис подтвердился высоким значением коэффициента корреляции критерия Пирсона между признаками (уровнями правового развития) (rs = 0,6). Это отражалось в представлениях, поведении, переживаниях, чувствах детей, определяющих в совокупности сформированность правового развития. Заключение. Материалы статьи могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций, образовательной деятельности по подготовке бакалавров и магистров по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки.
Ключевые слова: права, правовое развитие, дети старшего дошкольного возраста, ответственность, свободы
Библиография:
1. Матвеева М. В. Права ребенка в семейном праве: проблемы законодательства, теории и практики: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2017. 30 с.
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. № 4. С. 114–121.
3. Гроздилов С. В. Справедливость как объект социально-философского исследования: автореф. дис. … канд. филос. наук. Ярославль, 2013. 22 с.
4. Смагина Л. И. Права ребенка: теория и методика. Минск: Белорусский фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы – детям», 1999. 137 с.
5. Мутагиров Д. З. Права и свободы человека: теория и практика. М.: Университетская книга, 2006.
6. Репина О. А. Формирование правовой культуры педагогов дошкольного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2008. 21 с.
7. Исмаилов Н. О. Социальная справедливость как общефилософская категория: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 1994. 21 с.
8. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. М.: Просвещение, 1992. 60 с.
9. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 198–202.
10. Татаринцева Е. В. Правовое воспитание (методология и методика). М.: Высшая школа, 1990.
11. Репина Т. А., Антонова Т. В., Гостюхина О. М. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М.: Педагогика, 1987. 189 с.
12. Федорова И. Н. Воспитание основ правовых представлений младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2002. 19 с.
13. Ган Н. Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 22 с.
14. Prabhakar J., Skolnick D., Leslie W. A. M. The interplay between moral actions and moral judgments in children and adults // Consciousness and Cognition. 2018. Vol. 63, August. P. 183–197.
15. Fast A. A., van Reet J. Preschool children transfer real-world moral reasoning into pretense // Cognitive Development. 2018. Vol. 45, January – March. P. 40–47.
16. Shane R. Jimerson, Reza Shahroozi. Children’s rights and school psychology // Children’s right to participation. 2014. Vol. 52, issue 1, February. P. 3–12.
17. Keiko Shikako-Thomas, Meaghan Shevell. Promoting the Human Rights of Children With Neurologic Conditions // Seminars in Pediatric Neurology. 2018. Vol. 27, October. P. 53–61.
18. J. Zoe Klemfuss, Stephen J. Ceci. Legal and psychological perspectives on children’s competence to testify in court // Developmental Review. 2012. Vol. 32, issue 3, September. P. 268–286.
19. Voicu C., Anghel A., Savu-Cristescu M. Parental Education for Children?s Rights // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191, June. P. 1707–1712.
20. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995. 291 с.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 10 — 17
Скачиваний: 761