О СООТНОШЕНИИ ЦЕЛЕЙ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ КУРСЕ ПО РЕФЕРАТИВНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-2-82-89
Введение. Обсуждается одна из самых насущных прикладных задач современной методики обучения языкам: создание дидактических материалов нового поколения с привлечением информационно-коммуникационных и интернет-технологий. Материал и методы. Рассматривается уже имеющийся опыт использования информационно-коммуникационных и интернет-технологий в образовании в США и Западной Европе, где внедрение компьютерных технологий в сферу образования началось намного раньше, чем в России. Результаты и обсуждение. Анализ опыта внедрения обучающих материалов нового поколения в практику дает основания утверждать, что обращение к информационно-коммуникационным и интернет-технологиям при разработке дидактических материалов наряду с новыми возможностями создает и новые (еще не до конца изученные) трудности. Показано, что средство презентации информации (и, следовательно, ее формат) влияет на характер обработки, усвоения и запоминания ее человеком: цифровые тексты намного менее полно и точно воспринимаются читающими, чем тексты в традиционном формате (напечатанные на бумаге). Это объясняется психофизиологическими и психологическими механизмами восприятия текста, данного на экране монитора и на бумаге. Работа с текстом в цифровом формате приводит к трансформации самой деятельности «чтение», которая теперь не требует формирования в полном объеме умений и навыков, необходимых для глубокой переработки информации, самостоятельного анализа текста в процессе чтения. Наконец, изменяются приемы организации текстов, размещаемых в Сети. Традиционные тексты (в том числе классические научные, художественные тексты), выстроенные по иным моделям, не могут быть в полной мере восприняты с экрана монитора. Перечисленные трудности в ряде случаев (например, при обучении реферативному чтению) становятся серьезным препятствием для реализации целей обучения. Заключение. Осмысление возникающих трудностей позволяет сформулировать новые методические задачи, которые встают перед преподавателем в процессе подготовки электронных курсов по обучению реферативному чтению, и предложить некоторые практические шаги, направленные на решение этих задач.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, информационно-коммуникационные технологии, интернет-технологии, обучение чтению, реферативное чтение
Библиография:
1. Тхостов A. Ш., Сурнов К. Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. C. 16–24.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 c.
3. Арутюнов А. Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1990. 166 с.
4. Bauerlein M. Online Literacy is a Lesser Kind: Slow Reading Сounterbalances Web Skimming // The Chronicle of Higher Education. 2008. Vol. 55, № 4. P. B7. URL: http://chronicle.com/free/v55/i04/04b01001.htm (дата обращения: 16.09.2017).
5. Bauerlein M. The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefi es Young Americans and Jeopardizes Our Future (Or, don’t Trust Anyone under 30). New York: Tarcher/Penguin Books, 2008. 264 p.
6. Greenfi eld P. M. Technology and Informal Education: What is Taught, What is Learned // Science. 2009. Vol. 323, № 5910. P. 69–71. DOI: 10.1126/science.1167190.
7. Карр Н. Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами. СПб.: BestBusinessBooks, 2012. 256 с.
8. Mangen A., Walgermo B. R., Brønnick K. Reading Linear Texts on Paper versus Computer Screen: Effects on Reading Comprehension // International Journal of Educational Research. 2013. Vol. 58. P. 61–68. http://dx.doi.org/10.1016/j.ijer.2012.12.002
9. Ackerman R. Learning on Screen versus on Paper: Which Media Enables More Effective Learning and Why? // Adult Education in Israel. 2014. № 13. URL: http://cms.education.gov.il/NR/rdonlyres/ECC22EA4-F932-420C-AA4E-CEDF2CB9002D/185085/9RakefetAckermanOnScreenversusOnPaperLearning.pdf (дата обращения: 16.09.2017).
10. Baron N. S. Words Onscreen: The Fate of Reading in a Digital World. Oxford: Oxford University Press, 2016. 328 p.
11. Martin-Beltran M., Tigert J. M., Peerce M. M., Siverman R. D. Using Digital Texts vs. Paper Texts to Read Together: Insights into Engagement and Mediation of Literacy Practices among Linguistically Diverse Students // International Journal of Educational Research. 2017. Vol. 82. P. 135–146. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijer.2017.01.009 (дата обращения: 16.09.2017).
12. Гапочка И. К. Организация учебного чтения на продвинутом этапе обучения студентов-иностранцев русскому языку // Русский язык за рубежом (Russian Language Abroad). 1977. № 5. С. 53–56.
13. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение. М.; СПб.: Златоуст, 1999. 40 c.
14. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Третий уровень. Общее владение. М.; СПб.: Златоуст, 1999. 44 c.
15. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Третий сертификационный уровень. Профессиональный модуль «Филология»: проект. М.; СПб.: Златоуст, 1999. 52 c.
16. Вейзе А. А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста. М.: Высшая школа, 1985. 127 с.
17. Гапочка И. К. Цели и содержание реферативного вида чтения на русском (иностранном) языке // Преподавание русского языка аспирантам-иностранцам: сб. статей. М.: Наука, 1981. С. 28–34.
18. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высшая школа, 1987. 205 с.
19. Sosnoski James J. Hyper-Readers and Their Reading-Engines // Passions, Politics, and 21st Century Technologies. Urbana: Utah State University Press, 1999. P. 161–177.
20. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part I // On the Horizon (MCB University Press). 2001. Vol. 9, № 5. P. 1–6. URL: https://doi.org/10.1108/10748120110424816 (дата обращения: 16.09.2017).
21. De Stefano D., Le Fevre, J.-A. Cognitive Load in Hypertext Reading: A Review // Computers in Human Behavior. 2007. Vol. 23, Iss. 3. P. 1616–1641. DOI: 10.1016/j.chb.2005.08.012.
22. Mialli D. S., Dobson T. Reading Hypertext and the Experience of Literature // Journal of Digital Information. 2001. Vol. 2, № 1. URL: https://journals.tdl.org/jodi/index.php/jodi/article/view/35/37 (дата обращения: 16.09.2017).
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 82 — 89
Скачиваний: 839