ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КНИЖНОЙ ЛЕКСИКИ В ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТАХ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕМУ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-2-56-62
Введение. Рассматриваемый вопрос актуален для современных журналистов, публикующих на страницах газет материалы на экономическую тему, поскольку книжная лексика является эффективным средством выразительности и инструментом реализации авторского замысла. Использование книжных слов в экономических текстах выходит далеко за пределы узкоспециальной терминологии. Среди такой лексики можно выделить термины из других областей научного знания, употребленные преимущественно в переносном значении, устаревшую лексику, слова поэтической речи и др. Цель исследования – рассмотрение основных функций книжной лексики в газетном тексте на экономическую тему, а также выявление основных задач, которые она выполняет в данных публикациях. Материал и методы. Работа выполнена преимущественно на основе метода сопоставительного анализа языковых средств журналистских текстов на экономическую тему ежедневной газеты «Московский комсомолец» и деловой газеты «РБК», так как эти издания освещают важные экономические темы, публикуют материалы в информационных и аналитических жанрах и представляют читателям разные точки зрения. Результаты и обсуждение. Первой из задач, которые выполняет книжная лексика в тексте экономической публикации, является передача авторской оценки, т. е. отношения журналиста к предмету речи. Кроме того, книжные слова могут быть средством создания иронии. Вторая задача объясняется желанием автора публикуемого материала привлечь внимание читателя к тексту в целом или к отдельным проблемам, затрагиваемым в нем. Для этого журналисты нередко прибегают к неэкономическим терминам, использованным в переносном значении, и к патриотической лексике, вписывая ее в разнообразные контексты. Книжные слова могут стать своего рода стилистическим обрамлением текста. Заключение. По итогам работы сделан вывод о том, что книжная лексика является одним из наиболее действенных инструментов журналистского творчества.
Ключевые слова: функции книжной лексики, экономический дискурс, авторская оценка, медиатекст, средство выразительности, терминология, устаревшая лексика
Библиография:
1. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: медийные коммуникативные универсалии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 20–26.
2. Гетта О. Н. Способы воздействия в газетных текстах России и США // Вестн. Томского гос. ун-та. 2008. № 307. С. 11–13.
3. Солганик Г. Я. Язык СМИ на современном этапе // Мир русского слова. 2010. № 2. С. 21–24.
4. Клушина Н. И. Стилистика в эпоху медиа // Верхневолжский филол. вестн. 2016. № 4. С. 144–147.
5. Емельянова О. Н. Книжная лексика в толковых словарях русского языка // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та. 2017. С. 191–195.
6. Матюшкин А. М. Психология мышления. URL: http://bookre.org (дата обращения: 06.10.2018).
7. Свиридова Е. А. Книжная лексика в современной прессе // Вестн. МГОУ. 2011. № 4. Серия: Русская филология. С. 88–93.
8. Гарифуллина Э. И. Стилистическое использование терминов, иностранных слов, неологизмов в языке газеты // Вестн. ЧГПУ. 2008. № 1. С. 207–216.
9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. URL: http://slovarozhegova.ru (дата обращения: 31.07.2018).
10. Словарь синонимов. URL: http: gufo.me (дата обращения: 15.08.2018).
11. Иссерс О. С. Речевое воздействие. URL: http://docplayer.ru (дата обращения: 16.08.2018).
12. Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка: когнитивные исследования. М., 2012. 208 с.
13. Свиридова Е. А. Метафорические процессы в корпусе книжной и нейтральной лексики // Вестн. МГОУ. 2012. № 2. Серия: Русская филология. С. 41–44.
14. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. URL: http: //docplayer.ru (дата обращения: 16.08.2018).
15. Тертычный А. А. Ирония – извилистый путь к истине // Журналист. 2004. № 3. С. 77–79.
16. Ляпун С. В. Ирония в газетной публицистике конца ХХ – начала ХХI века // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. 2009. № 1. URL: http://ciberleninka.ru (дата обращения: 24.11.2018).
17. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь. URL: http://gufo.me (дата обращения: 16.08.2018).
18. Словарь геодезических терминов. URL: http://tochno-rostov.ru (дата обращения: 31.07.2018).
19. Буруруева Н. С. Реализация авторской оценки в аналитической статье качественного периодического печатного издания // Ярославский пед. вестн. 2012. Т. 1, № 1. С. 210–213.
20. Казак М. Ю. Язык газеты. М., 2012. 120 с.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА
Страницы: 56 — 62
Скачиваний: 905