КОНЦЕПТ «МУЗЫКА» В РАННЕЙ ЛИРИКЕ О. Э. МАНДЕЛЬШТАМА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ А ВТОРА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-2-49-55
Ведение. Актуальность данного исследования определяется антропоцентризмом современного гуманитарного знания; соответствием новой когнитивно-дискурсивной лингвистической парадигме; недостаточной изученностью поэтической картины мира О. Э. Мандельштама в динамике его творчества. Проведение концептуального анализа дает возможность детального рассмотрения тонких граней в творчестве автора, не исследованных ранее; позволяет описать особенности мировидения поэта в тот или иной период творчества; выявить характерные черты и средства репрезентации ключевых концептов в его поэтической картине мира. Цель исследования – рассмотрение одного из ключевых концептов в творчестве О. Э. Мандельштама – концепта «музыка». Материал и методы. С опорой на периодизацию творчества поэта, предложенную М. Л. Гаспаровым, анализируются поэтические тексты, относящиеся к раннему периоду в творчестве автора (сборник «Камень» (1913)). Выбор данного концепта обусловлен его идейной значимостью и особой ролью в судьбе поэта. Результаты и обсуждение. В итоге проведенного исследования было установлено, что вербализация концепта «музыка» в раннем творчестве Мандельштама носит индивидуально-авторский характер. Данное утверждение было доказано благодаря проведению следующих процедур: – сравнение узуального значения лексемы «музыка», отраженного в словарях (толковом и ассоциативном), с авторским; в результате было выявлено, что в лирике поэта происходит расширение основного, узуального значения за счет наращения новых смыслов (музыка имеет не только звуковое воплощение; отсутствие звука или тишина – это тоже особого рода музыка, услышать которую может лишь человек с особой душевной организацией); – выделение нескольких направлений ассоциирования (музыка – тишина – сон; музыка – первооснова; музыка – надежда на спасение) и их детальный анализ на основе наиболее типичных стихотворений, относящихся к раннему периоду в творчестве Мандельштама и включенных в первый сборник поэта «Камень»; – анализ лексической структуры поэтических текстов автора, в которых нашел отражение данный концепт (выявление основных средств репрезентации концепта «музыка» и текстовых парадигм, входящих в ассоциативное поле анализируемой единицы концептосферы автора). Заключение. Проведенное исследование значимо в плане конкретизации идиостиля автора и его поэтической картины мира.
Ключевые слова: концепт, типология концептов, методика концептуального анализа текста, лексическая структура текста, поэтическая картина мира, О. Э. Мандельштам
Библиография:
1. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 384 с.
2. Болотнова Н. С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск: Изд-во ТГПИ, 1994. 212 с.
3. Степанова В. В. Слово в тексте: из лекций по функциональной лексикологии. СПб., 2006. 272 с.
4. Бабенко И. И. Коммуникативный потенциал слова и его отражение в лирике М. И. Цветаевой: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2001. 25 с.
5. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль / под ред. Н. С. Болотновой. Томск, 2001. 331 с.
6. Карпенко С. М. Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте (на материале творчества Н. С. Гумилева): автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2000. 21 с.
7. Курьянович А. В. Коммуникативные аспекты слова в эпистолярном дискурсе М. И. Цветаевой: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2001. 17 с.
8. Петрова Н. Г. Лексические средства регулятивности в поэтических текстах К. Бальмонта: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2000. 23 с.
9. Jacobs A. M. Neurocognitive poetics: Methods and models for investigating the neuronal and cognitive-affective bases of literature reception // Hypothesis and Theory. 2015. Vol. 9. P. 1–22. DOI: 10.3389/fnhum.2015.00186.
10. Чуприна О. Г., Баранова К. М., Меркулова М. Г. Вербализация мыслей о будущем во внутренней речи персонажей (на материале немецкоязычного художественного дискурса) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 3 (56). С. 120–125. DOI: 10.20916/1812-3228-2018-3-120-125.
11. Семенова O. A. Концепт мороз в художественной картине мира русской литературы XIX в. // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 4 (57). С. 58–66. DOI: 10.20916/1812-3228-2018-4-58-66.
12. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2004. 477 с.
13. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. 123 с.
14. Болотнова Н. С. Лексические средства репрезентации художественных концептов в поэтическом тексте // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 3 (47). С. 18–24.
15. Болотнова Н. С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в тексте // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 2 (65). С. 74–79.
16. Малый академический словарь. URL: https://gufo.me/dict/mas/музыка (дата обращения: 01.12.2018).
17. Русский ассоциативный словарь. URL: http://www.tesaurus.ru/dict/index.php] (дата обращения: 01.12.2018).
18. Гаспаров М. Л. Поэт и культура. Три поэтики Осипа Мандельштама // Избранные статьи. 1995. С. 327–370.
19. Толковый словарь русского языка. URL: http://ozhegov.info/slovar/?q=камень] (дата обращения: 02.12.2018).
20. Словарь фразеологизмов. URL: http://fraze.ru/index.php/frazeologizm/ (дата обращения: 02.12.2018).
21. Гинзбург Л. Я. «Камень». URL: http://destructioen.narod.ru/ginsburg_kamen.htm (дата обращения: 03.12.2018).
22. Мандельштам О. Э. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе. М.: Альфа-книга, 2017. 1182 с.
23. Васильева А. В. Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2004. 32 с.
24. Мандельштам О. Э. Собрание сочинений: в 4 т. Т. І. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999. 370 с.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА
Страницы: 49 — 55
Скачиваний: 789