ОСНОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ ПИСЬМУ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-1-128-135
Введение. Проблема современной методики обучения творческой деятельности формулируется как противоречие между потребностью в ясном воспроизводимом действии и необходимостью работать со скрытой предметностью: мотивацией, а также разными видами мышления, которые не доступны наблюдению со стороны учителя и зачастую не осознаются учеником. На рассмотрение выносится гипотеза о новом предмете методики обучения творческому письму – переключении внимания. Цель – раскрыть принципы методики обучения творческому письму, основанной на концепции свободного действия. Материал и методы. Материалы исследования – сочинения, творческие работы и карты, созданные учащимися 5–7-х классов. Методы исследования: учебно-организационные (картирование и постановка творческих задач), аналитические (композиционный и смысловой анализ текста) и теоретические (мысленное моделирование и экстраполяция). Результаты исследования и обсуждение. Описаны условия реализации новой методики и разработан контекст идентификации переключения внимания как свободного действия. Выявлено и охарактеризовано различие между перемещением и переключением внимания. Выделены этапы учебной деятельности, среди которых треть образует инновационное ядро (know how), необходимое для стратегического развития методики обучения творческому письму в подростковой и старшей школе. Спрогнозированы условия совершенствования карты как интеллектуального инструмента и картирования как творческой деятельности. Определены начальные условия и уровень комплексности карты для ее использования в обучении пятиклассников. Процитированы тексты, написанные учащимися, показаны варианты анализа текстов с помощью маркеров, выделен критерий качества (разнообразие), который отражает эффективность свободной деятельности. Сформулированы принципы свободного и непосредственного действия и постулаты; выделены функциональные следствия новой методики, в частности возможность целенаправленного формирования гибкого мышления. Заключение. Формулируются функциональные преимущества методики: смена базового вопроса, перенос фокуса внимания с фиксации содержания на действия по смене направлений внимания, возможность ставить измеримые цели, которые относятся к развитию гибкости мышления.
Ключевые слова: методика обучения, креативное письмо, картирование, свободная деятельность, переключение внимания
Библиография:
1. Пинкер С. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 608 c.
2. Каку М. Будущее разума / под ред. К. Томс. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. 455 c.
3. Лотто Б. Преломление. Наука видеть иначе. М.: МИФ, 2017. 368 c.
4. Робинсон К. Образование против таланта. М.: МИФ, 2012. 336 c.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 128 — 135
Скачиваний: 777