ФЕНОМЕН ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ И ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТИ В РУССКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАРРАТИВЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАЧАЛА XXI ВЕКА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-1-90-96
Введение. Исследуются особенности проявления интертекстуальности и интермедиальности в художественном нарративе для детей. Материалы и методы. Материалом исследования послужили художественные прозаические произведения, предназначенные для детей, опубликованные на русском языке и изданные в России в период с 2003 по 2018 г. Ведущим методом выступил метод нарративного анализа. В качестве вспомогательных методов использовались тематический, структурный, дефиниционный анализ и дискурс-анализ. Цель исследования – выявление особенностей реализации важнейших культурных категорий интертекстуальности и интермедиальности в текстах художественного детского нарратива. Результаты и обсуждение. Современный художественный нарратив для детей является важным элементом художественной культуры, для которого характерны явления интертекстуальности и интермедиальности. Анализ произведений устанавливает тесные связи современного российского нарратива для детей с отечественной и зарубежной классической и современной художественной литературой и в целом с культурой. Обогащение произведений такими отношениями позволяет их авторам достичь культурно-исторической преемственности, придать тексту смысловое измерение, воспитательные смыслы, включить в него современные лингвокультурные национальные и зарубежные знания. Интертекстуальные и интермедиальные приемы позволяют детским писателям полнее и точнее раскрыть основные идеи своих произведений, передать образы персонажей, выразить особенности восприятия и понимания мира современными детьми, превратить произведение в подлинный художественно-педагогический дискурс. Категории интертекстуальности и интермедиальности выражаются главным образом посредством цитирования, аллюзий, реминисценций, а также пословиц и поговорок. Заключение. Таким образом, нарратив, рассматриваемый как основная стратегия процесса создания художественного текста для детей, позволяет реализовать важнейший лингвистический и дидактический потенциал детских художественных произведений, а свойственные ему интертекстуальность и интермедиальность – в полной мере раскрыть специфику детского сознания, мировосприятия, ценностных предпочтений и в конечном итоге способствовать реализации основной – воспитательно-образовательной – функции. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при проведении нарративного анализа текстов художественной литературы.
Ключевые слова: современная детская проза, художественный нарратив, интертекстуальность, интермедиальность
Библиография:
1. Гадамер Г. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. URL: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/gadamer-istina_i_metod.pdf (дата обращения: 24.11.2018).
2. Андреева В. А. Литературный нарратив: текст и дискурс // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2007. № 28. С. 61–71.
3. Тимощук Е. А. Интертекстуальность и ее конкретизация в феноменологии Р. Ингардена // Журнал Евразийского лингвист. ун-та, 2009. Вып. № 8. С. 179. URL: http://www.my-luni.ru/journal/clauses/179/ (дата обращения: 24.11.2018).
4. Eco U. Six walks in the fictional woods. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1994.
5. Терехова Т. А., Малахаева С. К. Нарративный анализ как понимающий метод // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 1 (41). С. 145.
6. Леонтович О. А. Методы коммуникативных исследований. М.: ГНОЗИС, 2011. С. 92.
7. Riessman C. Narrative Analysis // Narrative, Memory & Everyday Life. Huddersfield: University of Huddersfield, 2005. P. 1–7.
8. Толмачева С. Ю. Речевые жанры в языковом сознании младшего школьника: дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2009. URL: http://cheloveknauka.com/rechevye-zhanry-v-yazykovom-soznanii-mladshego-shkolnika (дата обращения: 24.11.2018).
9. Мальцева Н. Г. Устный дискурс русских и английских детей в возрасте 5–6 лет: дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2002.
10. Застела К. С. Интертекстуальность как составляющая художественного текста // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2009. № 101. С. 197–200.
11. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М.: РОССПЭН, 2004.
12. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Азбука, 2016. 416 c.
13. Снигирев А. В. Интертекст: типология, включение и функционирование в художественном тексте: дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2000. С. 5.
14. Борисова И. Е. Интермедиальный аспект взаимодействия музыки и литературы в русском романтизме: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2000. 251 с.
15. Wolf W. Musicalization of Fiction: A Study in the Theory and History of Intermediality. Amsterdam: Rodopy, 1999. 272 p.
16. Маслова С. А. Диалектика традиционного и новаторского в современной детской литературной сказке (на материале сказки А. Усачева «Малуся и Рогопед» // Rhema. Рема. 2012. № 1. С. 5–12.
17. Богатырева Т. День матери. М.: Росмэн Пресс, 2015. 176 с. URL: https://profilib.net/chtenie/32092/tatyana-bogatyreva-den-materi-5.php (дата обращения: 25.11.2018).
18. Колпакова О. В. Место силы. М.: Пре-пресс бюро «Генри Пушель», 2010. 134 с. URL: https://www.libfox.ru/564800-olga-kolpakova-mesto-sily.html (дата обращения: 25.11.2018).
19. Крюкова Т. Призрак Сети. М.: Аквилегия-М, 2009. 384 с. URL: https://www.libfox.ru/561869-13-tamara-kryukova-prizrak-seti.html#book (дата обращения: 25.11.2018).
20. Веркин Э. Друг-апрель. М.: Эксмо, 2014. 352 с. URL: https://libking.ru/books/child-/child-prose/349254-eduard-verkin-drug-aprel.html (дата обращения: 24.11.2018).
21. Кузьмин В. Комната страха. М.: Эксмо, 2012. 317 с.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ДЕТСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ И ЛИТЕРАТУРА О ДЕТСТВЕ
Страницы: 90 — 96
Скачиваний: 850