КОМЕДИЯ В. ШКВАРКИНА «ЧУЖОЙ РЕБЕНОК» В ОЦЕНКАХ СОВЕТСКОЙ КРИТИКИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-1-49-57
Введение. Даются краткая библиографическая справка, основные вехи творческого пути Василия Шкваркина. Воссоздается история постановок и публикаций пьесы «Чужой ребенок». Целью настоящей работы является выяснение значения пьесы «Чужой ребенок» для драматургии своего времени, для чего исследуются рецензии центральных, региональных, театральных изданий – реакции советской критики на постановки комедии в Москве и провинции. Материалы и методы. Методика исследования основана на историко-типологическом и герменевтическом подходах. Результаты и обсуждение. Раскрыта значимость пьесы «Чужой ребенок» в становлении советской комедии. Показано, что рецензии, опубликованные в газете «Правда», во многом определили направление и границы критической рецепции «Чужого ребенка». Пьеса Шкваркина оценивалась прессой как одна из важнейших комедий своего времени, поэтому ее рассматривали в контексте настоящего и будущего советской драматургии. Анализируя «Чужого ребенка», критика обозначала пути развития драматургии в СССР, демонстрировала на примере сильных и слабых сторон пьесы, к чему должна стремиться советская комедия. Заключение. Постановки пьесы «Чужой ребенок» имели огромный успех у зрителей и горячо обсуждались в прессе. В своих оценках региональные авторы следуют тексту рецензии С. Розенталя, опубликованной в газете «Правда». Отклик А. Сольца в «Правде» имел влияние на дальнейшее обсуждение пьесы. Простота сюжета «Чужого ребенка» воспринималась в положительном ключе, потому что соответствовала вкусу массового зрителя. Большинство рецензентов отмечали в «Чужом ребенке» и развлекательную, и нравоописательную функции. Пьеса Шкваркина характеризовалась как смешная, «искренняя» и «теплая». Критика ценила в ней оптимистическую картину будущего, которая воодушевляла аудиторию на упорную работу ради приближения счастливого завтра. К ней предъявляли одни и те же немногочисленные претензии: наличие некоторых неудачных каламбуров и нескольких недоработанных сюжетных ходов и персонажей. Она воспринималась как очень уверенный и существенный, пусть и не лишенный незначительных в целом недостатков, шаг на пути развития советской комедии. Художественные достоинства «Чужого ребенка» побудили критиков к рассуждениям о задачах комедий в Советском государстве.
Ключевые слова: В. В. Шкваркин, советская литература, комедия, советская драматургия, «Чужой ребенок», театральная критика
Библиография:
1. Уварова Е. Поединок с оборотничеством // Парадокс о драме: перечитывая пьесы 1920–1930-х годов / отв. ред. Е. И. Стрельцова. М.: Наука, 1993. С. 376–400.
2. Николаев Д. Д. О единстве русской комической литературы XX века // Комическое в русской литературе ХХ века / сост. и отв. ред. Д. Д. Николаев. М.: ИМЛИ РАН, 2014. С. 5–19.
3. Муромский В. П. Шкваркин Василий Васильевич // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: в 3 т. / под ред. Н. Н. Скатова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. Т. 3: П–Я. С. 729–732.
4. Зорич З. Н. «Чужой ребенок» в Большом театре // Сталинец. 1934. 14 февраля. № 1019.
5. Рабочий путь. 1933. 6 декабря. № 295.
6. Бурган С., Гинзбург Е. «Чужой ребенок» в Татарском академическом театре // Красная Татария. 1934. 27 января. № 21 (4792).
7. «Чужой ребенок» // Курская правда. 1934. 12 января. № 10. (3243).
8. Ленинский шахтер. 1934. 29 января. № 20 (858).
9. Рецензия из-за полярного круга // Правда. 1934. 6 марта. № 64 (5950).
10. Шкваркин В. В. Чужой ребенок // Театр и драматургия. 1933. Декабрь. № 9. C. 1–15.
11. Шкваркин В. В. Комедии. М.: Советский писатель, 1954. 310 с.
12. Шкваркин В. В. Комедии / вступит. статья И. Штока; примеч. Л. Нимвицкой. М.: Искусство, 1966. 374 с.
13. Гудкова В. В. Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х – начала 1930-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 456 с.
14. Забытые пьесы 1920–1930-х годов / сост., текстологич. подготовка, вступ. статья, историко-реальный коммент., сведения о постановках пьес и биографиях авторов В. В. Гудкова. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 992 с.
15. Розенталь С. «Чужой ребенок» В. Шкваркина // Правда. 1933. 1 ноября. № 302 (5828).
16. Сольц А. Человек меняет кожу («Чужой ребенок») // Правда. 1933. 17 декабря. № 346 (5872).
17. Дашевская. О. А. Типология женских образов в драматургии 1930-х годов и становление психологической драмы // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. Томск: Томский государственный университет, 2009. № 10. С. 102–125.
18. Дельта. На местах // Театр и драматургия. 1934. Апрель. № 4. С. 60–63.
19. Ардаматский В. «Чужой ребенок» // Большевистский молодняк. 1933. 10 декабря. № 287 (1388).
20. «Чужой ребенок» // Рабочий путь. 1933. 14 декабря. № 302.
21. Кирпотин В. Успехи советской драматургии // Театр и драматургия. 1934. Август. № 8 (17). С. 1–5.
22. «Чужой ребенок» // Ленинский шахтер. 1934. 4 февраля. № 25 (863).
23. Крути И. Чудесный сплав // Театр и драматургия. 1934. Июль. № 7. С. 49–55.
24. Левидов М. Дело о смехе // Театр и драматургия. 1934. Март. № 3. С. 50–55.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX–XXI ВЕКОВ
Страницы: 49 — 57
Скачиваний: 875