РУССКИЙ САТИРИЧЕСКИЙ АФОРИЗМ 1905–1907-х гг.: ПОЭТИКА И ТИПОЛОГИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-1-38-48
Введение. Комический афоризм рассматривается обычно в рамках пародийных форм, хотя его жанровый потенциал намного шире. Комический афоризм как жанровая форма относится к числу сверхмалых жанров, получающих в России широкое распространение в сатирико-юмористических журналах и играющих особо важную роль в периоды массового интереса к изданиям такого типа. Целью настоящей работы является определение места и функций афоризма в русской сатире 1905–1907 гг., выявление художественных особенностей и типологических видовых характеристик афоризмов в данный период, что позволяет сделать общие теоретические и историко-литературные заключения, касающиеся комического афоризма как жанровой формы. Материалы и методы. Методика исследования базируется на фронтальном исследовании доступного корпуса источников – сатирико-юмористических изданий 1905–1907 гг. В работе анализируется комический афоризм как самостоятельная жанровая форма, т. е. высказывание с соответствующей авторской жанровой интенцией. Историкотипологический и историко-функциональный подходы позволяют выявить роль контекста в поэтике сатирического афоризма, а структурный анализ – основные модели построения афоризма и подборки афоризмов. Результаты и обсуждение. Комический афоризм встроен в систему комических жанров как функционально, так и концептуально. Выраженное в форме афоризма мнение диктуется как авторитетное и рациональное. Афоризм позволяет добиться максимально высокого уровня обобщения, сатирической типизации минимальными средствами за счет самой жанровой формы и ее конвенционального восприятия. Контекст играет важнейшую роль: авторская интенция требует соответствующей читательской рецепции. В большинстве случаев жанровая форма афоризмов в журналах 1905–1907 гг. была зафиксирована, т. е. жанровая установка выражалась в данном автором или редакцией жанровом определении, которое задавало соответствующее читательское восприятие. Еще одной формой фиксации является декларированная связь с соответствующей литературной традицией (К. Прутков). При этом на первый план выходит не пародийность афоризмов, как у Пруткова, а сатирический пафос. Тематика сатирических афоризмов очень широка – они затрагивают различные сферы государственного и общественного устройства, касаются конкретных лиц и ситуаций, имевших большой резонанс. Объектом сатирического изображения может становиться субъект высказывания. Чаще всего такой комический афоризм оформляется как прямая речь. Заключение. В 1905–1907 гг. особое значение приобретает сатирический афоризм. Его широкое распространение определяется как формальной структурой сатирических еженедельников, широко использовавших сверхмалые жанры, так и жанровыми возможностями сатирического обличения, обретающего в афористической форме яркий, резкий и универсальный характер. Содержание высказывания сочетает обличительный пафос, комическую интенцию, высокую степень обобщения и связанную с ней аксиоматическую категоричность. Саморазоблачающие высказывания вкладываются в уста реальных общественных и государственных деятелей, становящихся мишенью сатиры.
Ключевые слова: афоризм, сатира, сарказм, сатирические журналы, Первая русская революция, комическое, Козьма Прутков, П. Потемкин
Библиография:
1. Афоризм // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. М.: Советская энциклопедия, 1962. Т. 1. Ст. 366.
2. Федоров А. Афоризм // Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. С. 23.
3. Кулишкина О. Н. Русский афоризм XIX – начала XX веков: эволюция и сферы влияния жанра: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2004. 41 с.
4. Ольшанский И. Г., Мельникова О. В. Афористика как объект филологических исследований // Вестник Московского гос. лингвист. ун-та. 2009. Вып. 559. С. 63–80.
5. Кулишкина О. Н. Русский афоризм XIX – начала XX вв.: история жанра (от Пушкина до Розанова). СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т технологии и дизайна, 2009. 223 с.
6. Janosch. Das Wörterbuch der Lebenskunst. München: Goldmann, 2000. 94 s.
7. Нефедова Л. А. Словарь шутливых афоризмов Яноша (к вопросу о лексикографировании афоризмов) // Ярославский пед. вестник. 2005. № 3 (44). С. 133–138.
8. Николаев Д. Д. О единстве русской комической литературы // Комическое в русской литературе ХХ века. М.: ИМЛИ РАН, 2014. С. 5–19.
9. Боцяновский В., Голлербах Э. Русская сатира первой революции 1905–1906. Л.: ГИЗ, 1925. 221 с.
10. 1905 год в сатире и юморе / сост. С. Дрейден. Л., 1925. 154 с.
11. Нинов А. А. Русская сатирическая поэзия 1905–1907 годов // Стихотворная сатира первой русской революции (1905–1907) / вступ. статья А. А. Нинова; сост., подг. текстов и прим. Н. Б. Банк, Н. Г. Захаренко, Э. М. Шнейдермана. Л.: Советский писатель, 1969. С. 5–76.
12. Революция 1905–1907 годов и литература. М.: Наука. 1978. 272 с.
13. Комическое в русской литературе ХХ века. М.: ИМЛИ РАН, 2014. 504 с.
14. Спиридонова (Евстигнеева) Л. А. Русская сатирическая литература начала ХХ века. М.: Наука, 1977. 303 с.
15. Меднис М. И. Жанр юмористического афоризма и его эволюция в русской периодике ХХ века // Мир русского слова. 2013. № 2. С. 53–58.
16. Галепа М. А. Фельетоны и афоризмы на страницах «Донских областных ведомостей» в период деятельности II Государственной Думы России // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 6-3 (11). С. 53–56.
17. Николаев Д. П. Смех – оружие сатиры. М.: Искусство, 1962. С. 193.
18. Шестопалова Г. А. Афоризмы в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2013. № 1. С. 31–35.
19. Николаев Д. Д. Творчество Н. А. Тэффи и А. Т. Аверченко: Две тенденции развития русской юмористики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1993. 24 с.
20. Николаев Д. Д. М. Е. Салтыков-Щедрин и русские сатирико-юмористические журналы 1901–1917 гг. // М. Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII–XX веков. М.: Наследие, 1998. С. 239–267.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX–XXI ВЕКОВ
Страницы: 38 — 48
Скачиваний: 771