ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ВЫЗОВЫ, ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-224-230
Стремительно меняющаяся социальная реальность, которую исследователи характеризуют как ситуацию социальной неопределенности, определяет вызовы, проблемы и возможности жизненного пространства молодежи. Отсутствие четких ориентиров будущего, переоценка ценностей старшего поколения, серьезные функциональные изменения института семьи, усиление влияния средств массовой информации и пространства Интернета актуализируют необходимость целенаправленного воспитательного взаимодействия социальных институтов с молодежью. На основании историко-педагогического анализа уточняется понятие «современная молодежь», предлагается описание содержания данного понятия в меняющейся социальной действительности. Дана характеристика ситуации неопределенности как возможности развития и актуализации социального потенциала молодежи, проявления активной и ответственной позиции молодого человека в различных взаимосвязанных жизненных пространственных обстоятельствах. Представлены три группы проблем воспитания молодежи, описан комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса социализации молодежи на современном этапе.
Ключевые слова: молодежь, жизненное пространство молодежи, социальная неопределенность, социальные институты, ответственность
Библиография:
1. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003. 487 с.
2. Кринчик Е. П. Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности // Вестник Московского гос. ун-та. 1979. № 3. С. 14–23. URL: http://flogiston.ru/articles/labour/krinchik (дата обращения: 5.05.2018).
3. Лустина Е. А. Преодоление ситуации неопределенности в процессах мышления и воображения // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 122–125.
4. Зоткин Н. В. Смыслополагание в ситуации неопределенности: дис. … канд. психол. наук. М., 2000. 107 c.
5. Льдокова Г. М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом. Елабуга, 2006. 160 с.
6. Белинская Е. П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности // Трансформация идентификационных структур в современной России. М.: Московский общественный науч. фонд, 2001. С. 30–53.
7. Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable // Journal of personality. 1962. Vol. 30, № 1. P. 29–50.
8. Малинина Н. С. Феномен неопределенности в представлениях современной молодежи // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2012. № 4, т. 3. С. 154–165.
9. Яковук Т. И. Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодежи: дис. … д-ра социол. наук. М., 2006. 270 с.
10. Дорожкин А. М., Пакина Т. А. Феномен научной неопределенности: анализ проблемы // Вестник Нижегородского гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского Серия: социальные науки. 2011. № 4 (24). С. 102–108.
11. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Нomo Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. С. 19.
12. Смакотина Н. Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты. М.: КДУ, 2009. 242 с.
13. Дунаева Е. С. Социальная неопределенность как характеристика образовательного пространства молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1 (2). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/1(2)/Dunaeva (дата обращения: 5.05.2018).
14. Бутенко Т. П. Субъективная неопределенность жизненных ситуаций: эмоциональные оценки и стратегии поведения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. 2009. 24 с.
15. Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. № 8 (40). С. 12–24.
16. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
17. Алметов Н. Ш. Взаимодействие социальных институтов в воспитании культуры межнационального общения в Казахстане // Педагогика: Научно-теорет. журн. Российской академии образования. 2010. № 4. С. 110–115.
18. Юдина А. И. Формирование социокультурной среды в системе инфраструктуры региона как основа социализации молодежи // Вестник КемГУКИ. 2012. № 19. С. 195–202.
19. Старыгина А. М. Государство как стратегический субъект развития российской системы образования // Социологическая наука и социальная практика. 2016. № 4, т. 4. С. 61–69.
20. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 34–39.
Выпуск: 8, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Страницы: 224 — 230
Скачиваний: 942