ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-214-223
Современное общество большинства государств давно не является гомогенным, а состоящим из различных социальных и этнических объединений. Образование в такой поликультурной стране, как Россия, должно строиться с учетом всех этнических компонентов социума. Перспективной стратегией для обучения успешной межкультурной коммуникации является этнопедагогика. Комплекс этнопедагогических средств формирования межкультурной компетенции обучающихся направлен на минимизацию психолого-педагогических барьеров общения. Он развивает у студентов различных этнических групп умения взаимодействовать с субъектами образовательного процесса. Этнокультурная технология в практике обучения русскому языку как иностранному решает три приоритетных задачи: трансляция собственной культуры; синтез собственной культуры с культурой других народов; интеграция в мировую культуру. Элементы этнопедагогического образования закладывались в различные исторические эпохи там, где соприкасались разные культуры и языки. Представлен пример из периода российской колонии на Аляске (1732–1967). В философии алеутов учитель является фасилитатором процесса обучения. Обучающийся вовлекался в активную деятельность чаще не в классной комнате, а в различных местах деятельности. Это всегда зависело от сезона, например, во время охоты на морских львов действие происходило на побережье. Вместо чтения лекций мальчиков приводили в места охоты, чтобы они могли увидеть действия опытного охотника. Образование в российский период на Аляске было бикультурным и биязыковым: русский и алеутский языки преподавались через предметы на альтернативной основе с применением этнопедагогики. Примеры этнопедагогических приемов демонстрирует фольклор народов Сибири: селькупов, хантов, кетов. Семантика фольклорного дискурса раскрывает правила правильного поведения и принципы этнического мировоззрения.
Ключевые слова: иностранные студенты, процесс обучения, вуз, этнопедагогика, фасилитатор, межкультурная компетенция, семантика фольклорного дискурса народов Сибири
Библиография:
1. Шевелёва С. И. Теоретические аспекты развития межкультурной компетенции иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-27. С. 6133–6138.
2. Садохин А. П. Межкультурная компетенция: учеб. пособие. М., 2009. 278 с.
3. Byram Michael Assessing Intercultural Competence in Language Teaching // Sprogforum. 2004 № 18, vol. 6. Р. 8–13. from dpb.dpu.dk/infodok/sprogforum/Espr18/byram.html
4. Knapp K., Knapp-Potthoff A. Interkulturelle Kommunikation // Zeitschrift fur Fremdsprachenforschung. 1990. № 1. S. 83.
5. Московин Л. В., Шамонина Г. Н. Инновации в обучении русскому языку как иностранному. Варна: ВСУ «Черноризец Храбър» Университетское изд-во, 2013. С. 129.
6. Привалова И. В. Интеркультура и вербальный знак. Лингвокогнитивные основы межкультурной коммуникации. М.: Гнозис, 2005. 472 с.
7. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово, 2008. 262 с.
8. Black Lydia T. Russians in Alaska 1732–1867. University of Alaska Press, 2004. 328 p.
9. Dauenhauer, Richard L. Two Missions to Alaska // An Alaska Anthology: Interpreting the Past. Eds. Stephen W. Haycox and Mary Childers Mangusso. Seattle: University of Washington Press, 1996. P. 76–88.
10. Haycox, Stephen. Alaska. An American Colony. Seattle: University of Washington Press, 2002. 371 p.
11. Black L. T. Ivan Pan’kov: Architect of Aleut Literacy // An Alaska Anthology: Interpreting the Past / Eds. Stephen W. Haycox, Mary Childers Mangusso. Seattle: University of Washington Press, 1996. P. 43–65.
12. Dauenhauer, Richard L. Education in Russian America. // Russian America: The Forgotten Frontier / Eds. Barbara S. Smith, Redmond J. Barnett. Tacoma: Washington State Historical Society, 1990. P. 155–163.
13. Сказки нарымских селькупов. Томск: Вен-Мер 1996. С. 131, 185.
14. Вайда Э. Д., Ким-Малони А. А., Ким А. А. Лингвокультурная интерпретация метаморфозы в фольклоре народов обь-енисейского ареала // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. Томск: ТГПУ, 2016. С. 73–80.
15. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М.: Наука, 1990. С. 132.
16. Сборник аннотированных фольклорных и бытовых текстов обь-енисейского языкового ареала. Томск: Вайар, 2013. Т. 3. С. 202.
17. Clarke, Simon. Culture and Identity // The SAGE Handbook of Cultural Analysis. 2008. P. 510–529.
18. Прокофьева Е. Д. К вопросу о социальной организации селькупов // Сибирский этнографический сборник. М.; Л.: Наука, 1952. С. 88–107.
Выпуск: 8, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Страницы: 214 — 223
Скачиваний: 881